Историк восточного христианства Алексей Муравьев рассказал в Pro-Science-Театре о связи истории медицины и истории аскетических практик. В последние десятилетия ученые стали изучать комплексно не только аскетику и медицину сами по себе, но и их место в социуме. На границе V века до нашей эры в Косской школе возникла медицина как система передачи знаний, на границе IV и V веков нашей эры на христианском Востоке Римской империи появилась аскетика как система.
Благодаря исследованиям последних десятилетий стало ясным, что медицина от Гиппократа до Галена представляла собой прежде всего педагогический цикл, который имел семейный характер. Чтобы "попасть в профессию", надо было войти в семью известного врача. Выяснилась связь медицины с юриспруденцией. Фактически знаменитая клятва Гиппократа - это юридический текст.
Фактически и медицина, и аскетика решают два важных вопроса: вопрос страдания, и вопрос смерти. Так возникла идея здоровья как приоритета и система поддержания здоровья как важная задача социума. Христианская аскетика тоже решала вопрос о том, как человек может победить смерть и страдание. Система аскетических практик описывалась как восхождение от страдания к бесстрастию: от "патоса" к "апатейа".
Муравьев отметил, что развитие аскетики повторяло развитие медицины. Многие теоретики аскетики были одновременно и врачами. Знаменитый Василий Великий был основателем одной из первых бесплатных больниц. В сирийском аскетическом трактате "О сердце" описывалось, например, анатомическое строение сердца. Медицина и аскетика были для раннехристианских авторов способом самоорганизации человека на основе самодисциплины.