20 мая 2024, понедельник, 23:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 апреля 2013, 13:34

Античная медицина по стопам фон Штадена

Ист-Пайн Холл Принстонского университета (East Pyne Hall)
Ист-Пайн Холл Принстонского университета (East Pyne Hall)

Конференция под названием «Витальные традиции: греко-римская медицина и науки о жизни в XXI веке», посвященная 70-летию Генриха фон Штадена прошла 19-20 апреля в Принстонском университете США. Юбиляр — одна из ключевых фигур в истории античной медицины и медицинской философии — присутствовал на конференции наравне с ключевыми фигурами этой области знания:  В. Наттоном, Ж. Жуанна и др.

Вивиан Наттон, Питер Браун, Джеффри Ллойд и Генрих фон Штаден

Конференции открылась 19 апреля в Ист-Пайн холле Принстонского университета. Представители университета Брук Холмс и Джошуа Кац рассказали участникам и гостям конференции о ее повестке, а также о научных заслугах и творческом пути юбиляра. В прошлом году Х. фон Штаден вышел на пенсию в ранге профессора принстонского Института высших исследований (www.ias.edu).

Джеффри Ллойд

Первый доклад прочитал профессор Кембриджского университета Великобритании, знаменитый исследователь медицинских традиций в Древней Греции и Китае, а также знаток истории античной науки Джеффри Ллойд. В своем докладе, названном «Перспективы античного знания», он указал на то, что изучение античной науки, и в частности медицины, по определению кросс-дисциплинарно и представляет собой фокус, в котором сходятся социальная антропология, философия науки и текстология.

С точки зрения Ллойда проблематика античной науки становится более понятной из сравнения ее с китайской традицией натурфилософии. В античной перспективе существует оппозиция природы и культуры, в которой первичной является именно природа, а культура представляет собой надстройку. В то время как в китайской традиции первична именно культура, которая оформляет различные природы.

Именно поэтому, например, помимо четырех элементов, известных античным натурфилософам, китайцы включали в базовый состав также дерево и металл.

Доклад Джеффри Ллойда

Ллойд указал на важную проблему изучения античной медицины — ее несводимость к одной из более поздних парадигм. Он назвал это «непереводимостью», отсутствием общей меры в исследовании нескольких форм античной медицины —  от Гиппократа до Галеновской школы. Наше знание о ней всегда остается несовершенным. Ллойд посетовал на то, что наша история по-прежнему остается в основном концептуальной, а не прецептуальной.

Одной из самых сложных проблем в изучении античных медицинских текстов докладчик назвал вариацию уровней эксплицитности. Поскольку для античной медицинской традиции, особенно архаической, была свойственна определенная эзотеричность. Докладчик завершил свое выступление призывом к большей компаративности и к уходу исследований в области античной медицины от чисто филологической модели в сторону антропологической. Примером такого широкого подхода и являются труды Генриха фон Штадена, заметил Джеффри Ллойд.

Хелен Кинг

 Любопытный доклад с оттенком интеллектуальной провокации предложила профессор Хелен Кинг из Открытого университета в Лондоне. Ее доклад носил название «Внутри и снаружи: образы половых различий от Герофила до наших дней». Доклад был выдержан в рамках гендерного подхода и развивал рефлексию на тему античной концепции различий между мужским и женским организмом.

Докладчица начала с критики знаменитой книги Т. Лакёра «Making sex. Body and Gender from the greeks to Freud», указав на то, что сама концепция сексуальности была придумана в 18 веке, в то время как для античной физиологии и философии тела более характерны функциональные представления, два из которых она рассмотрела более подробно. Это матка (womb) как контейнер и оппозиция внешнего-внутреннего в описании гениталий.

Как известно, идея о фундаментальном различии мужского и женского организма появляется в науке не ранее второй половины 16 века. В древности главенствовала концепция «единого тела», восходящая к платоновскому андрогину. Уже Немесий Эмесский, который писал о том, что мужское и женское различаются по принципу внутреннего или внешнего расположения гениталий, повторял идею Аристотеля, что женщина есть «несовершенный (ατελέστερος) мужчина». Еще в гиппократовском контексте, то есть до Аристотеля, существовали более гибкие модели репрезентации полового диморфизма. Однако в послегаленовское время, и особенно после 16 века, когда был опубликован труд Везалия «Fabrica», анатомическая (геометрическая) концепция возобладала над функциональной (физиологической).

В результате в современной медицине до сих пор главенствует концепция Немесия о внутренней или внешней форме гениталий как основном дифференцирующем признаке. Докладчица завершила свой анализ иллюстрациями современных контрнарративов, пытающихся социализировать представления о диморфизме через различные формы изображения или опредмечивания темы человеческих гениталий.

Жак Жуанна

 Доклад выдающегося представителя французской школы истории медицины Жака Жуанна (Jouanna) был посвящен Гиппократовской клятве и ее отношению к современным биоэтическим концепциям. Докладчик рассмотрел историческую текстологию клятвы в ее античной и средневековой форме вплоть до классических изданий Дэвида Лича и указал на Александрийскую эпоху как на время максимального распространения идей, заложенных в этом фундаментальном культурном тексте.

Среди идей, которые развивались в «Клятве», самой главной была идея специализации или даже отчасти эмансипации медицинской этики как отдельной части античного морализма. Клятва предлагает с точки зрения Жуанна идеальный способ или модус поведения врача. Вместе с тем необходимо поставить вопрос о первоначальном контексте возникновения и функционирования этого текста. Для самого Гиппократа и для его ближайших учеников текст «Клятвы» был прежде всего не медицинским и не религиозным, а юридическим, поскольку произнесение клятвы было для античного врача Гиппократовской школы приложение к подписанному им контракту, который находился перед глазами приносящего присягу.

Сам термин «клятва» (ὄρκος) докладчик сопоставил с юридическим термином  συγγραφή , который употреблялся, например, в случае клятвы, приносимой учеником перед своим учителем. Рассмотрев дальнейшую историю функционирования текста «Клятвы», Жуанна привлек внимание к постепенной утрате клятвой юридического характера и перемещению фокуса на принцип «Не навреди», а также на другие принципы сохранения жизни, заложенные в текст. Докладчик завершил выступление призывом обращать внимание на оригинальный контекст появления документов, описывающих функции и задачи врачей в античности.

Маркус Аспер

 Доклад профессора Гумбольдтовского университета в Берлине Маркуса Аспера касался техник систематизации в античных медицинских и научных текстах. Докладчик указал на то, что систематичность языка и мысли, которую нередко выставляют важнейшей характеристикой античной науки, на самом деле есть проекция современной теории систем, связанной с именами Парсонса, Ньюмана и Пригожина, на античную медицину. Однако для древних текстов существовали различные объясняющие теории, терминологические системы и концепции, которые реализовывались через риторические модели. Медицинская традиция развила собственную модель, основанную на выявлении причин и реализованную в концепции болезни (νόσος). Докладчик указал на литературную форму списка заболеваний, которая во многом определила дальнейшее развитие «систематичности» древней медицины.

Первый день заседаний завершился докладом ученого из Гарварда Шигихиса Курияма, который проанализировал концепцию напряженности-расслабленности между музыкальными и медицинскими текстами древности.

Ребекка Флемминг

 Второй день заседаний открылся докладом Ребекки Флемминг, посвященным любопытному феномену этрусской и римской культуры, вотивным статуэткам с анатомическими разрезами и символическим изображением человеческих внутренностей. До сих пор  ведутся дискуссии о природе и задаче этих статуэток, имеющих фронтальный разрез от подвздошной кости до лобковой. Эти статуэтки имели некое религиозное назначение и находились в античных святилищах Тосканы и Лациума. Докладчица высказала предположение, что жители этого региона выражали благодарность богам за исцеление от определенного типа внутренних заболеваний.

Филипп ван дер Эйк

Доклад профессора Гумбольдтовского университета в Берлине Филиппа ван дер Эйка, озаглавленный «Придание смысла телу», был посвящен нескольким концепциям греческой медицины, которые имеют философское происхождение. Первой концепцией докладчик назвал диагностическое выявление невидимого (неявного), которая, согласно античной терминологии, есть определенная сила. Второй докладчик назвал концепцию красиса или смешения, которая давала в руки античному диагносту способ определять состояние больного в зависимости от хорошего или плохого соотношения основных жидкостей в человеке. И наконец  докладчик остановился на теме рассечения (диссекции) тела в его отношении к дистинкции как философской процедуре.

Вивиан Наттон

Доклад патриарха изучения античной медицины Вивиана Наттона (University College, London) был посвящен подведению своеобразных итогов исследования Галена и Галеновского наследия от конца 60-х годов прошлого века до нынешнего времени. Наттон указал, что еще в середине XX века Гален считался малоизвестным и малоинтересным эллинистическим автором. За полвека его значение выросло кардинально: были опубликованы фундаментальные труды о нем, проводятся конференции, посвященные Галену, а Галеновский корпус изучается учеными с различных точек зрения. Наттон выразил надежду, что исследования Галена, которым такое большое значение придает Генрих фон Штаден, помогут лучше понять античные медицинские концепции в целом.

Последний доклад на конференции был сделан Мод Глизен из Станфордского университета. Доклад был посвящен экфразе и эмпатии у эллинистического медицинского автора Аретея. Аретей описывает различные явления, психические и соматические, в чрезвычайно живой и образной манере, что позволяет более рельефно увидеть античные нозологические концепции. Художественная речь Аретея и использование им техники художественного описания позволяет выявить интересные параллели с парадигматическими текстами античного медицинского корпуса.

Герних фон Штаден

 Конференция завершилась небольшой речью самого юбиляра Генриха фон Штадена, в которой он выразил благодарность участникам и всем исследователям античной медицинской традиции, не жалеющим времени и сил для исследования этого важнейшего сектора античной культуры и цивилизации.

Исследования античной медицинской традиции могут показаться маргинальным и суховатым полем антиковедения, однако конференция, во многом подведшая итоги изучения за полвека, показала, что это не так. Абсолютное большинство медицинских концепций, введенных в оборот Гиппократом и Галеном, остаются в ходу и определяют сознание медицины. Достаточно вспомнить идеи кризиса, метаболизма, терапии, прогностики, профилактики, анатомической системности и другие.

Изучая медицину в древности, мы лучше понимаем ее развитие в настоящем и будущем, учимся предсказывать ее развитие. Взаимодействие медицины с другими базовыми институтами общества помогает понять, как происходило их взаимодействие. И наконец, тот факт, что в древности медицина предполагала философскую базу, развивалась в русле философии, показывает, что современный технический уклон медицины противоречит основной ее интуиции – понять и объяснить человека целостно, не только как организм, но как συνθετόν, сложное существо, создающее культуру и живущее в материальном мире.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.