20 мая 2024, понедельник, 22:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Бюджет санкционного времени

Проект бюджета
Проект бюджета

Проект государственного бюджета на 2015 год был сверстан в достаточно непростой ситуации. Ее общим фоном является экономическая депрессия, мировая и российская, без всяких признаков перехода к хозяйственному подъему. Этот общий фон дополняется ухудшением внешнеэкономической ситуации – снижением цен на нефть, санкциями и контрсанкциями.

Для бюджетного процесса наличие экономической депрессии означает, что никакого роста налоговых поступлений в ближайший финансовый год не будет. Более того, возможно снижение поступлений или увеличение налоговой недоимки. Кроме трудностей со сбором налогов наверняка сократятся поступления от продажи государственной собственности, так как во время депрессии кто-либо из внутренних инвесторов тратить свой капитал на малоликвидные активы вряд ли захочет. А что касается внешних инвесторов, то их сейчас на российский фондовый рынок и калачом не заманишь.

На трудности с поступлением доходов от внутреннего хозяйства могут наложиться трудности со сбором налогов с доходов от внешнеэкономической деятельности. Поскольку одним из основных источников дохода федерального бюджета России является экспортная таможенная пошлина на нефть, природный газ и нефтепродукты, то достаточно сильное и продолжительное снижение мировых цен на эти товары тут же приведет к сокращению поступлений в бюджет. При этом сокращение поступлений от обложения экспорта будет дополнено падением налогов и сборов от импорта из-за действия режима санкций и контрсанкций.

И, наконец, непрекращающийся кризис вокруг Украины уже привел к росту бюджетных расходов – как минимум, на прием беженцев и оказание гуманитарной помощи жителям Донбасса, а также к появлению дополнительных расходов, связанных с интеграцией нового федерального округа в экономическое пространство России. И эти расходы, вероятно, будут только увеличиваться.

Этот же кризис привел к закрытию (хочется надеяться, что только временному) украинского газового рынка. Сначала неплатежи украинской стороны за поставленный газ, а потом – нежелание договориться по цене, которая бы устраивала российский «Газпром», вынудили последний прекратить поставки топлива украинским потребителям. Поставки газа не идут уже больше трех месяцев, и есть сильный риск, что их прекращение может затянуться. Тогда «Газпром» лишается рынка сбыта объемом в 30 млрд. м3 (вся Европа – 140 млрд. м3), на котором он продавал газ по одной из самых высоких цен.

Аналогичные трудности, разумеется, ждут и другие российские компании, торгующие с Украиной, хотя масштаб их проблем будет уже не таким большим, как у газового монополиста.

В общем, бюджетная ситуация на 2015 год складывается достаточно неприятным образом. Роста доходов ожидать не приходится, и даже, скорее всего, произойдет их снижение; а вот что касается расходов, то здесь, наоборот, можно предполагать сплошной рост.

В этих условиях удержать макроэкономическое равновесие и не допустить значительного роста дефицита бюджета будет достаточно непростой задачей. Тем более, что из-за санкций возможность профинансировать потенциальный дефицит неинфляционным образом (то есть, за счет реализации облигаций госзаймов) будет очень трудно, так как для многих иностранных инвесторов этот рынок теперь закрыт, а ресурсы внутренних инвесторов не такие большие, как требуется.

Меры, с помощью которых правительство собирается удерживать это равновесие в основном сводятся к следующему. Во-первых, девальвация рубля, которая уже вроде бы принесла дополнительных доходов чуть ли не на 900 млрд. руб. (за январь – август). Во-вторых, т.н. налоговый маневр в нефтяной отрасли, когда за счет перераспределения налоговой нагрузки внутри отрасли бюджет рассчитывает увеличить общий объем налоговых поступлений от предприятий этой отрасли. В-третьих, отказ от зачисления части поступлений пенсионных страховых платежей на накопительные пенсионные счета. И, в-четвертых, сдерживание роста заработных плат работников бюджетных организаций.

Вероятно, в ходе исполнения бюджета смогут появиться еще какие-нибудь источники дополнительных доходов, однако сейчас надо отметить, что от роста налогового бремени Правительство вроде бы решило отказаться. Не будет увеличиваться ставка НДС, не будет вводиться налог с продаж. Кроме того, есть надежда, что не будут увеличиваться акцизы на алкоголь и на табачные изделия.

Но при этом надо все-таки отметить, что рост налогового бремени, правда, не прямой, а косвенный, все же предусмотрен. Девальвация – это рост стоимости импортируемых товаров, поэтому затрачивая больше рублей на покупку товаров иностранного происхождения, российский покупатель автоматически уплачивает налог, но только в скрытом виде, в форме более высокой цены этих товаров. Также обсуждается возможность введения дополнительных региональных сборов.

В заключение надо отметить, что резкое ухудшение внешнеполитической ситуации привело к замораживанию дискуссии о том, должен ли государственный бюджет принимать активное участие в стимулировании экономического роста, когда хозяйство находится в состоянии депрессии, или он должен воздерживаться от вмешательства в хозяйственные процессы.

Так уж сложилась ситуация, что государственному бюджету в 2015 году и дальше в любом случае придется нести разного рода дополнительные расходы, которые попадают под определение «стимулирующих». Одно только строительства моста через Керченский пролив чего стоит... А ведь, кроме того, наверняка придется помогать большому количеству предприятий, особенно аграрного и военно-промышленного профиля, которые станут проводить дополнительные инвестиции для замещения продукции иностранного производства, импорт которых теперь запрещен. То есть дискуссия о том, должно ли государство вмешиваться или нет, утихла сама по себе, столкнувшись с политическими и экономическими явлениями непреодолимой силы.

Не разрушительными, конечно, но от этого не менее мощными.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.