21 мая 2024, вторник, 00:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 июля 2014, 10:41

Экономический смысл битвы за Донбасс

Шахта Должаская-Капитальная. Фото: ДТЭК
Шахта Должаская-Капитальная. Фото: ДТЭК

Боевые действия на Востоке Украины, кроме политической, содержат в себе и важную экономическую составляющую: природные ресурсы, которыми обладает Украина, размещены по ее территории крайне неравномерно. И, в частности, все запасы угля, энергетического и коксующегося, сконцентрированы преимущественно на территории ставших ареной противостояния Донецкой и Луганской областей.

Насколько важна для экономики Украины непрерывная добыча и поставка угля потребителям, хорошо понятно из следующих обстоятельств. Во-первых, если взять энергетику, то почти половина электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, топливом для которых являются уголь и природный газ. Поэтому сокращение (или полное прекращение) поставок угля может привести к остановке большого количества ТЭС, использующих его в качестве топлива. А с учетом непростой ситуации с российским газом, поставки которого прекращены на неопределенный срок, то же самое произойдет со станциями, работающими на газе. То есть, значительная часть электроэнергетики Украины может быть вынуждена сесть на голодный паек и прекратить подачу электроэнергии потребителям.

Во-вторых, кроме теплоэлектростанций, потребителем топлива являются многочисленные котельные, вырабатывающие пар и горячую воду для отопления зданий и для использования в производственных целях. Соответственно, если поставки топлива прекратятся, то жилищно-бытовой и часть производственного комплекса Украины тоже не сможет функционировать.

И, в-третьих, необходимо учитывать, что без угля и получаемого из него кокса невозможна работа черной металлургии; а для украинской экономики ее непрерывная работа имеет решающее значение, потому что 60% товарного экспорта страны приходится как раз на чугун, сталь и изделия из них. И если производство в металлургии упадет, то поток экспортной валютной выручки в страну снизится в той же пропорции. А вслед за его снижением уменьшатся поставки импортных товаров, что ударит и по потреблению населения, и по материальному обеспечению всего производственного сектора Украины.

Таким образом, уголь донецкого бассейна является базисным товаром для украинской экономики, и любые колебания в его добыче и поставке потребителям очень болезненно отзовутся на ее и без того непростом состоянии.

Правда, некоторое время назад, в СМИ получило распространение утверждение, что Донбасс для Украины не особо нужен, так как он является сильно дотационным регионом, а угольная промышленность – убыточной. Из-за убыточности угледобычи государственный бюджет Украины вынужден оказывать ей значительную финансовую поддержку – чтобы она полностью не остановилась, что может привести к массовым социальным проблемам. И что если бы эти средства перенаправить на другие цели, то тогда экономика Украины сразу бы улучила свое состояние.

Действительно, судя по официальным данным, себестоимость добычи угля гораздо выше его цены. Так, в апреле текущего года средняя цена тонны угля составляла 636 гривен, а себестоимость добычи – 1584 гривны. То есть, только одна треть стоимости добычи покрывается за счет поступления средств от покупателей, а оставшиеся две трети дотируются государственным бюджетом Украины.

В прошлом году средняя цена тонны угля составляла 492 гривны, себестоимость добычи одной тонны – 1348 гривен, то есть отрицательная разница между ценой и себестоимостью составляла 856 гривен. И эту разницу профинансировал государственный бюджет Украины, выделив в 2013 году 13 млрд. гривен в виде дотации угледобывающим предприятиям.

Хотя эта цифра уже стала расхожей, особенно после того, как ее озвучил в своем выступлении премьер-министр Украины Арсений Яценюк, тем не менее, надо понимать, что это дотация не всей угольной промышленности, а только ее части.

Так, если бы дотация в 856 гривен выплачивалась на каждую тонну добытого угля, то тогда ее общий размер в 2013 году, при добыче в 83 млн. тонн, составил бы, округленно, 72 млрд. гривен. Но фактически дотация составила только 13 млрд., то есть в пять с половиной раз меньше.

Такое расхождение вызвано тем обстоятельством, что бюджет Украины дотирует не весь уголь, а только тот, который добывается на государственных предприятиях – это 30% всей добычи. А оставшиеся 70%, которые добываются на частных шахтах в том же донецком бассейне, бюджет никак прямо не дотирует.

То есть масштаб бедствия несколько преувеличен, тем более, что для самого бюджета Украины эта дотация обходится не очень дорого – при его расходной части в 2013 году в 400 млрд. гривен 13 млрд. грн. дотации – это только 3% от всех расходов.

Кроме того, надо понимать, что дотации на уголь – это не только финансовая поддержка угледобывающих предприятий, но и поддержка предприятий, потребляющих уголь – как предприятий энергетики, так и черной металлургии. И если эту дотацию отменить, себестоимость электро- и теплоэнергии, а также продукции металлургии, существенно возрастет.

Поэтому разговоры об убыточности угледобычи, о том, что Донбасс «утяжеляет» украинскую экономику и торпедирует государственные финансы, являются в некотором смысле дымовой завесой, которая скрывает жесткую зависимость Украины от Донбасса.

Однако зависимость редко когда бывает односторонней, особенно в экономических отношениях. Хотя «ополченцы» Донбасса и говорят о выходе из состава Украины, об экономическом «выходе» говорить просто невозможно. Дело в том, что годовая добыча угля на Украине, которая несколько последних лет колебалась в районе 85 млн. тонн, хоть и является небольшой по мировым меркам, в региональном масштабе вполне значительная. Поэтому для такого объема производства найти другой рынок сбыта, кроме Украины, практически невозможно – в остальных странах Восточной Европы – Румынии, Чехии и Польше – не говоря уже о России, есть своя угледобыча. Так что разместить в этих странах весь объем добываемого в донецком бассейне угля не представляется решаемой задачей.

Таким образом, если конфликт не будет улажен, то Донбасс ждет сильное падение производства и резкий рост безработицы, что вряд ли входит в планы руководителей «народных республик».

С учетом этих обстоятельств «битва за Донбасс» имеет очень большое экономическое значение для всех участников конфликта. Если страна потеряет уголь, находящийся в недрах Донецкой и Луганской областей, украинскую экономику ждет очень серьезное потрясение. А если Донбасс потеряет украинский рынок сбыта, ничуть не меньшее по силе потрясение ждет Донбасс.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.