20 мая 2024, понедельник, 21:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 октября 2013, 15:39

Дискуссии в Зазеркалье или война с реальностью

Фото: Vlad Siaber/shutterstock.com
Фото: Vlad Siaber/shutterstock.com

Последние годы наше правительство ведет отчаянную войну с реальностью, твердо следуя тупиковому экономическому курсу и пытаясь доказать его высокую эффективность с помощью словесных интервенций и риторики, унаследованной от СССР. Объяснения типа «страна у нас замечательная, народ просто негодный», «все условия для процветания бизнеса созданы, просто бизнесмены у нас несознательные», «наша стратегия ускоренного роста очевидно успешна, просто надо подождать еще хотя бы 20 лет» хорошо знакомы всем, жившим в СССР, но, судя по по всему, это все, чему наши власти научились у СССР.

На фоне неизбежного торможения экономики и спада обрабатывающей промышленности, разворачиваются удивительные дискуссии – что же вызвало спад, когда власти обеспечили все «условия для подъема», среди них:

  • Многократный рост тарифов естественных монополий, который должен был привести к еще более многократному росту энергоэффективности
  • Жесткая монетарная политика, избавляющая предпринимателей от соблазна инвестиций и обеспечивающая им взамен высокую доходность по депозитам (заведомо превышающую доходность по инвестициям)
  • Жесточайшее административное регулирование (с неограниченными возможностями уголовного преследования) текущей и инвестиционной деятельности предприятий, гарантирующее что никаких конкурирующих предприятий в стране не появится (при таком регулировании действующее предприятие еще может выжить, а новое производство обречено)
  • Завышенный курс рубля, перенацеливающий инересы производителей с недоступного для них внешнего рынка на сжимающийся внутренний
  • Вступление в ВТО, обеспечившее рост конкуренции на внутреннем рынке России со стороны дешевых китайских и американских товаров
  • Повышение налогов, обеспечивающее банкротство и ликвидацию предприятий-середнячков (в первую очередь не имеющих доступа к сырьевым ресурсам)

Казалось бы сделано все, кроме отдельных мелочей, которые быстро исправляются:

  • 4-й пакет антимонопольной службы, дающий возможность уголовного преследования предпринимателей за любый действия и договора в отношении сбыта продукции
  • Возврат СК и МВД права на самостоятельное возбеждение уголовных дел по налоговым составам по собственному усмотрению

То есть российской обрабатывающей промышленности связали руки скотчем, привязали к ногам батарею «чтобы не замерзла», оглушили дубинкой по голове и столкнули в олимпийский бассейн. Почему же она вместо того, чтобы занимать призовые места, идет ко дну? – размышляют ведущие правительственные эксперты на многочисленных форумах и круглых столах.

 
Фото: TSpider/shutterstock.com

Несмотря на все оптимистические прогнозы и ожидания властей, экономика продолжает тормозить. Развернулись оживленные дискуссии среди экономистов и политиков о причинах торможения. Картина оказалась действительно поразительной. Все представители промышленности последние годы говорят на всех форумах и пишут везде одно и то же – рост тарифов, отсутствие инвестиционных денег, укрепление рубля, безумное административное регулирование задушили обрабатывающую промышленность.

Внутри промышленников дискуссий о причинах спада нет, собственно поэтому первая часть статьи и написана в ироническом ключе – повторять все это в …цатый раз всерьез уже как-то неловко. При этом все правительственные экономисты (и представители международных организаций) сформировали единый фронт для борьбы с реальностью и всеми силами игнорируют точку зрения промышленников.

МВФ (международный валютный фонд) традиционен в своих рекомендациях - надо закрепить достигнутые успехи, а для этого:

  • Ужесточить бюджетную политику «Бюджетные меры стимулирования опасны тем, что ставят под угрозу недавно принятое бюджетное правило. Экономисты МВФ рекомендуют даже ужесточить это правило».
  • Ужесточить денежно-кредитную политику «Следует продолжать важную работу по созданию формальной системы таргетирования инфляции и повышению гибкости обменного курса, учитывая их роль в ограничении инфляционных ожиданий и абсорбировании внешних шоков, способствуя, таким образом, снижению волатильности и неопределенности. (там же)
  • Продолжать структурные реформы
  • Выполнять обязательства, связанные с ВТО

Всемирный банк более оригинален - в последнем «Докладе об экономике России». (№30, сентябрь 2013 года) он пришел к замечательному выводу:

«Волатильность темпов роста обрабатывающей промышленности в России мешает выживанию предприятий и диверсификации экономики», в связи с чем правительству России даны четкие и ясные рекомендации:

«необходимо решить проблемы волатильности и конкуренции, а, кроме того, перенести на молодые, вновь создаваемые и производительные предприятия акцент государственной политики и программ, которые сейчас ориентированы, прежде всего, на малые и средние предприятия».

В конце концов МВФ и Всемирный Банк и не обязаны стремиться к экономическому росту в России – развитым странам хватает конкуренции в промышленности и без нас.  Российским экономистам и чиновникам сложнее держать оборону и игнорировать реальность. Поэтому постепенно приходится признавать факты, т.е. завышенные тарифы, отсутствие денег для инвестиций и т.д. В связи с этим наши правительственные экономисты отходят на новую линию идеологической обороны, при которой проблемы признают, а дальше:

  • Обсуждают отдельный шаг (необходимый, но недостаточный) – например смягчение кредитно-денежной политики, или заморозка тарифов и говорят: но ведь это не решит проблемы, значит этого и делать не надо
  • Констатируют, что спад неизбежен, забывая добавить, что спад неизбежен при нынешней экономической политике, а если ее изменить, то избежать спада, разумеется, можно
  • Предлагают вернуться к «непопулярным, но необходимым реформам» типа приватизации сырьевых и инфраструктурных компаний, закрытия Академии наук, борьбы с инфляцией (не путем заморозки тарифов, а посредством сжатия денежной массы) с обещанием, что лет через 5-7 после этих реформ экономический рост снова ускорится

В итоге власти страны признают очевидное – промышленность стремительно теряет рентабельность, а вместе с ней – и конкурентоспособность. Но меры предлагаются разрозненные, которые по отдельности действительно не могут привести ни к какому результату:

  • Улучшение доступа к деньгам – конечно важно, но производство в стране нерентабельно даже на старых, самортизированных предприятиях. Если обрабатывающая промышленность получит доступ к дешёвым длинным деньгам в текущих условиях, то большая их часть пойдёт на строительство собственной электрогенерации. При наличии избыточных мощностей уже сегодня – негативный результат для страны в целом.
  • Инвестиции в транспортную инфраструктуру – прекрасная идея, но будучи реализованы сегодня, они упростят завоевание российского рынка импортными товарами. Сегодня их экспансия в значительной степени сдерживается логистическим барьером – невозможностью легко и быстро доставить в Россию (кроме припортовых областей)  товары из Китая и США.
  • Улучшение гражданского законодательства – прекрасная мера, но к возвращению экономического роста сегодня отношения не имеющая.

Экономический рост задушили комплексными мерами, так что и восстановить его можно только комплексом взаимоувязанных мер.

Обсуждение реальных проблем экономики ведется сегодня где угодно, кроме правительства. В правительстве озабочены стимулированием инвестиций, упорно не желая признавать простого факта – инвестиций в России нет не из-за плохого инвестиционного климата (он как был плохим, так и остался), а из-за того, что инвесторы (в первую очередь отечественные) не видят возможностей прибыльного вложения средств.

 
Фото: tankist276/shutterstock.com

А вот мерами по повышению рентабельности отечественной промышленности правительство заниматься не готово и разрывается между стремлением окончательно задушить промышленность с помощью ФАС, СК, МВД, прокуратуры и Ростехнадзора и необходимостью как-то остановить спад в промышленности. Если судить по делам, то стремление задушить явно превалирует. Достаточно указать на категорический отказ от самой идеи стратегического планирования на уровне государства, несмотря на всю дикость такого подхода, для страны более половины ВВП которой производится в госсекторе. Да и аргумент «усиление пресса на предпринимателей со стороны правоохранителей приведет к лучшей наполняемости бюджета, к росту макроэкономической стабильности и, следовательно, к росту инвестиций» выдает весь уровень экономического мышления наших властей.

Единственное, что преподносится как важная мера по стимулированию экономики – «заморозка тарифов» – на практике означает рост тарифов за 3 года (2014-16) на:

Газ                                 15,3%

Электроэнергия            21,6%

Сетевой тариф              12,2%

Ж/д тариф                      9,9%

То есть удавка на горле промышленности будет в следующие три года затягиваться несколько медленнее, чем планировалось раньше, и это, по мнению правительства, приведет к буму инвестиций в стране.

Яркий пример: цитаты из нового документа с сайта МЭР: «ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ» (сентябрь 2013) 

 «В первом полугодии 2013 г. прибыль предприятий и организаций в целом по экономике сократилась на 22,9%. В промышленности прибыль снизилась на 17,9%, на транспорте - на 30,5%. В металлургическом производстве в первом полугодии 2013 г. прибыль упала на 44,1%, в химическом производстве - на 23,6%... В машиностроительном производстве прибыль в первом полугодии 2013 г. упала на 31,5%, в производстве неметаллических минеральных продуктов - на 33,2%. В строительстве на фоне низкого спроса падение прибыли достигло 50,9 процента.»

«учитывая низкий рост цен производителей при сохранении уверенного роста затрат на оплату труда и на энергоносители во втором полугодии, прогнозируется, что прибыль по итогам 2013 года окажется ниже прошлогоднего уровня: в промышленности на 7 - 10%, в целом по экономике - примерно на 5 процентов.» - Констатация факта спада налицо, что же предлагается?

«Ограничение роста тарифов на услуги и товары инфраструктурных компаний как в монопольном, так и конкурентном сегментах рынков является важным фактором стимулирования роста экономики и ее диверсификации.

Ограничение роста тарифов будет сдерживать рост издержек и приведет к перераспределению доходов от инфраструктурных секторов экономики в пользу добывающих и обрабатывающих. В условиях слабого роста внутреннего спроса и стагнации мировых рынков это поддержит компании обрабатывающих отраслей и повысит их конкурентоспособность.

По оценке, выпадающие доходы субъектов естественных монополий в 2014 - 2015 годах ежегодно будут увеличивать прибыль промышленных потребителей на 2,5-3 п. пункта. В 2016 году эффект снизится до 0,7 п. пункта. В целом в экономике прибыль потребителей возрастет на 1,3 п.п. в 2014 - 2015 гг. и на 0,7 п.п. в 2016 году.

После спада в промышленности в 1-м полугодии, тарифы подняли с 1-го июля еще на 15% и пообещали медленнее поднимать в будущем, что должно «увеличить прибыль» на 2-3 процентных пункта на фоне падения на десятки процентов. Еще одно небольшое лингвистическое усилие – и повышение тарифов на 15% за три года превращается в их снижение:

«Основной выигрыш от "замораживания" тарифов в 2014 году получат производители сырья, в первую очередь экспортоориентированные отрасли (нефтяной комплекс, угольная, металлургическая отрасли) а также производители строительных материалов в основном за счет сокращения транспортировки производимых ими товаров.»

«От снижения цен на газ основной эффект помимо электроэнергетики получит  незначительное число производств, использующих газ в качестве сырья - производители удобрений, отдельные производства черных металлов, ориентированные на экспорт.  Некоторый выигрыш также получат производители цемента, сахарная промышленность.»

Читатель может сказать – да ладно, зачем копаться в словесной эквилибристике, давайте обсуждать реальные проблемы. К сожалению, это не просто словесные упражнения – это официальный прогноз развития экономики, который любое предприятие, желающее взять кредит в крупном банке, обязано заложить в свой бизнес-план и технико-экономическое обоснование на кредит. На риторический вопрос о реалистичности такого бизнес-плана отвечать некому, а ведь по нему придется работать!

В общем все, что остается промышленности – выживать и дожидаться, пока текущая экономическая политика приведет экономику страны к неизбежному краху, разгону экономических властей и переходу в экономической политике хотя бы к здравому смыслу. Все это в точности напоминает события конца 1997 – начала 1998 годов, когда точно так же промышленность была загнана в безнадежную убыточность завышенным курсом рубля в сочетании с высокой инфляцией. В начале 1998 года неизбежность девальвации (хотя бы на 50%) стала ясна всем практикам и специалистам, но правительство из своекорыстных и узковедомственных соображений предпочло не менять свой курс до дефолта в августе (итого рубль рухнул в 4 раза). Сейчас макроэкономическая ситуация в стране намного лучше и мер у властей для исправления ситуации намного больше, но их стремление твердо следовать избранному тупиковому курсу абсолютно аналогично 1998 году.

 

Другие статьи Михаила Баранова на Полит.ру:

Кризис продолжается

О тупиках стратегии lose-lose в России

О разнице между российскими и американскими монетаристами

Судьба «золотого миллиарда» или «о погибели среднего класса»

Звериный оскал Микки Мауса

Российская экономика как системный демотиватор

Почему российская промышленность не предъявляет спрос на кредиты для инвестиций

Реформа Российской Академии наук и социальный регресс

Большая экономическая война

Советизация западной элиты

Почему США могут печатать столько долларов, сколько нужно

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.