20 мая 2024, понедельник, 23:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 октября 2023, 14:00

Пернатые многоженцы

Полит.ру знакомит читателей с книгами, вошедшими в длинный список претендентов на премию «Просветитель» 2023 года. В него были отобраны двадцать книг из более чем 130, выдвинутых различными издательствами. Короткий список премии «Просветитель» будет объявлен до конца сентября.

Издательство «Пальмира» представляет книгу Владимира Паевского «Пернатые многоженцы. Любовь, браки, измены и разводы в мире птиц».

В книге «Пернатые многоженцы» в популярной форме рассказывается о поведении птиц, связанном со всеми явлениями их брачной жизни - ухаживанием, пении, спариванием, изменами и разводами. На примерах многих видов из разных систематических групп птиц на всех континентах описываются различные формы брака - моногамия и полигамия, колониальное и кооперативное размножение. Рассказывается о демонстративном поведении, брачных церемониях птиц, их турнирных схватках. Обсуждаются преимущества разных типов супружеских связей, возрастной состав брачных пар, внебрачное отцовство, гибридизация птиц. Основа содержания книги - мировая научная орнитологическая и общебиологическая литература по проблемам размножения и брачных систем животных.

Владимир Александрович Паевский — профессиональный орнитолог, доктор биологических наук, специалист по демографии птиц. Автор более 250 научных работ.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Поразительное разнообразие брачной жизни песочников

Подсемейство песочников — это мелкие и средние по размеру кулички, гнездящиеся в основном в тундрах и других открытых северных ландшафтах. Песочников на земном шаре более 20 видов, и они отличаются уникальным среди птиц разнообразием брачных отношений: есть и моногамия, и полигамия в разных вариантах, включая промискуитет, и особый тип брачных отношений — «сдвоенное гнездование». Соответственно такому многообразию связей самцов и самок есть и три типа заботы о потомстве: насиживают и водят птенцов оба родителя, или насиживают оба родителя попеременно, но затем или самец, или самка оставляют выводок, или же, наконец, все заботы о потомстве, от начала до конца, берет на себя один брачный партнер. Исследованием причин такого разнообразия занимаются многие биологи. Неизвестные ранее особенности жизни песочников были детально изучены московским орнитологом П. Томковичем.

Два родственных вида куликов, дутыш и острохвостый песочник, обитают летом в тундрах Восточной Сибири, а зимуют в Австралии. Для этих куликов характерно такое многоженство, которое некоторые орнитологи относят к полигинии, а другие называют миксогамией, то есть смешанным сожительством. Дутыш и острохвостый песочник — строго территориальные виды. Самцы прилетают раньше самок и занимают территории, на которых держатся более двух недель, охраняя их и привлекая самок токовыми полетами и демонстративным поведением на возвышенных местах своего участка. Разыскивание брачного партнера начинается с преследования любой птицы, хотя бы приблизительно напоминающей самку своего вида. Во многих случаях это кончается пограничными конфликтами самцов, так как самец дутыша может преследовать и самцов своего вида, и совсем других куликов. Самцы готовы спариться с каждой самкой, пролетающей через их территорию. Стимуляция самки к спариванию достигается особым ритуалом у обоих видов — самцы держат тело в горизонтальном положении, поднимая хвост вертикально вверх, раздувают горловой мешок и разводят крылья в стороны, издавая громкие звуки, ускоряющиеся при нарастании возбуждения.

Каждый самец дутыша и острохвостого песочника спаривается с неограниченным числом самок, но самки могут не оставаться на участках самцов, а после копуляции продолжить пролет, и гнезда их, к которым самцы никакого внимания не проявляют, могут находиться даже очень далеко от скоплений территорий самцов. Вся система брачных отношений этих куликов направлена, таким образом, на участие в воспроизводстве популяции максимального числа самок.

У другого песочника — краснозобика, также обнаружено многоженство. Формирование их половых отношений происходит еще во время миграции, на подлете к местам размножения. Среди летящих краснозобиков постоянны стычки между самцами и попытки ухаживания за самками. Такое же поведение на последних этапах весенней миграции отмечено и еще для одного песочника — кулика-воробья, у которого наблюдали и копуляцию вдали от мест размножения.

Но самый уникальный тип брачных отношений среди мелких куличков — у белохвостого песочника. Эти отношения были впервые описаны финским орнитологом О. Хильденом. Самка последовательно спаривается с двумя самцами на разных гнездовых территориях и откладывает две кладки яиц, одну из них насиживает она сама, а на другую садится один из ее партнеров. Этот партнер, однако, не начинает насиживания оставленной ему кладки, пока не спарится со второй самкой. Таким способом каждая пара песочников удваивает свои возможности по выведению потомства. Подобный же тип размножения обнаружен П. Томковичем у кулика-воробья и у некоторых популяций песчанки.

Развратная лесная завирушка

Неожиданное разнообразие брачных связей было обнаружено орнитологами H. Дэвисом и А. Лундбергом у лесной завирушки в Англии, в ботаническом саду Кембриджа. Лесная завирушка — небольшая темно-бурая певчая птичка с продольными пестринами на спине. Обитает она обычно в низкорослой густой растительности и поселяется и в хвойных зарослях, и в разных парках и садах, но везде отличается довольно скрытным поведением. Гнездо у лесной завирушки довольно массивное и располагается на небольшой высоте над землей. Самка откладывает от 4 до 6 зеленовато-голубых яиц и насиживает преимущественно одна, с очень небольшой помощью самца.

На первый взгляд, обычная моногамная певчая птичка. Самка сидит на гнезде, самец поёт где-то рядом. Однако английские орнитологи, тщательно наблюдая в течение нескольких лет за размножением этой птицы, пришли к выводу, что её моногамия часто обманчива. На самом деле, у этих птиц наряду с моногамией, как основной «показной» формой брака, в изучаемой популяции существовало два десятка случаев полигинии, четыре случая полиандрии (до трех самцов у одной самки), и, наконец, коммунальный брак, который они назвали «полигинандрия». Самцы готовы после того, как супруга займет свое место на кладке, спариться с любой другой самкой, подвернувшейся на их пути, да и эта самка столь же разнузданного поведения, как и встретившийся ей ухажер. При этом самый сильный в этой популяции альфа-самец может предпринимать любые действия, в том числе и настойчивое клевание клоаки самки, чтобы избавить ее от спермы и будущих возможных детей предыдущего любовника. В результате в кладках лесной завирушки, как установили орнитологи генетическими исследованиями, есть яйца, оплодотворённые разными самцами. В коммунальных браках (групповых семьях) было разное количество партнеров: наиболее часто два самца и две самки, но также и два самца с тремя или четырьмя самками, а в одном случае — две самки с тремя самцами. И как это обычно бывает у птиц, а может быть, и у всех животных, наряду со всем этим разнообразием в этой популяции были отмечены и совершенно холостые самцы, на которых самки вообще не обращали свое внимание.

Лесную завирушку в давние времена интродуцировали, наряду с другими европейскими видами птиц, в Новую Зеландию. Размножение популяции новозеландской лесной завирушки тщательно изучили орнитологи Э. Сантос и Ш. Накагава. Оказалось, где бы ни жила эта завирушка, её брачно-семейная жизнь всегда очень разнообразна.

В течение трёх сезонов размножения были исследованы 80 разных социальных групп этого вида. Доля моногамных брачных пар составила 45%, а полиандрических 54%, тогда как немногие остальные птицы состоял в коммунальных, групповых семьях. За эти сезоны не было полигиничных форм брака, хотя ранее полигиния завирушки в Новой Зеландии тоже была отмечена. Успешность размножения оказалась выше в полиандрических брачных системах, что было расценено исследователями как прямая выгода, получаемая самками в такой системе размножения.

Такова удивительная брачная жизнь лесной завирушки. Она разительно отличается от жизни многих других певчих моногамных птиц, среди которых вполне обычно действительное супружество, т. е. совместный вклад самца и самки в выкармливание и охрану потомства...

Ток глухарей и тетеревов — классика полигамии

Среди разнообразных брачных ритуалов коллективные демонстрации тетеревиных птиц на токовищах одни из самых эффектных. В равной степени это относится и к тетеревам, и к глухарям. Глухариные токa, весьма постоянные из года в год, расположены обычно в сосновом или смешанном лесу, часто на окраине болота, и начинают активно посещаться глухарями во время весеннего таяния снега. Птицы довольно шумно слетаются туда еще вечером, после захода солнца, и тогда же можно услышать и первые песни, когда глухари пока сидят на деревьях.

Настоящее утреннее токование начинается еще в полной темноте, до рассвета. Песнями это можно назвать несколько условно, поскольку вначале глухарь издает постепенно сильно учащающееся двойное горловое щелканье, так называемое «тэканье», переходящее в сплошную короткую трель, после чего следует «точение», т. е. звук, очень похожий на звуки при точении ножа. Именно во время «точения» глухарь начинает оправдывать свое название, поскольку в эти моменты уже настолько возбужден, что ничего не слышит или же ни на что постороннее не обращает внимания, и охотники подкрадываются к этому глухому великану как раз в периоды «точения», замирая без шевеления в остальные мгновения. Западные популяции глухарей, начиная с Прибалтики, между «тэканьем» и «точением» издают так называемый «пробочный звук» — звук, неотличимый от звука, издаваемого пробкой, выскакивающей из горлышка бутылки. Примерно такой же звук издает и американский полынный тетерев во время своего токования, раздувая до огромного размера свой эластичный шейный мешок и резко его сжимая.

В книгах орнитолога Р. Потапова, специалиста по тетеревиным птицам, обсуждается интригующий вопрос, действительно ли глухарь ничего не слышит во время «точения». Дискуссии на эту тему всё еще продолжаются. Одни полагают, что глухота возникает из-за стресса: возбуждение птицы настолько велико, а «точение» настолько заглушает все посторонние звуки, что глухарь действительно не может услышать даже хруст ветки под сапогом. Специальные опыты с содержавшимися глухарями в вольерах показали, что в эти моменты некоторые самцы всё же прерывали точение при очень громких посторонних звуках. Однако есть сведения, что если охотник выстрелил «под песню» и промахнулся, то глухарь не улетает, следовательно, выстрела нe слышал. Потапов по этому поводу заметил, что он был свидетелем, когда глухарь никак не реагировал на выстрел даже в перерыве между песнями, когда дробь взорвала перед птицей снег. Во всяком случае, ни одно объяснение механизма временной глухоты глухаря пока четко не доказано.

Токовое поведение и глухаря, и разных видов тетеревов, а особенно их позы, временами приобретают весьма гротескную форму. Токующий глухарь с широко и веерообразно раскрытым хвостом, с высоко задранной головой и раскрытым светлым клювом, с распущенными крыльями, настолько напряжен и поглощен своей миссией, что, пожалуй, наиболее подходящие слова для описания его состояния — яростное исступление. Некоторые самцы в эти моменты совершенно лишаются чувства осторожности и могут нападать даже на человека. Прогоняя соперников со своего участка тока, глухари временами так ожесточаются, избивая друг друга и клювами, и крыльями, что стычки их приобретают характер кровавой драки, хотя все участники всегда остаются живыми.

Прилетающие на рассвете глухарки, рассаживающиеся либо по деревьям, либо прямо на участки тока, уже закрепленные за отдельными самцами, сразу же значительно убыстряют весь ритм общего токования. Вокруг нескольких самых сильных глухарей, занимающих верх глухариной иерархии и самый центр ристалища, собирается сразу по несколько самок. Спаривание происходит тут же, на току, и обычно после этого самка улетает, а за ней могут увязаться какие-то другие самцы.

Американский луговой, или степной тетерев, раздувая и опуская свой шейный мешок, распустив веером хвост и потряхивая воротником из белых перьев, гордо вышагивает взад и вперед сквозь группу покорно ожидающих самок и время от времени копулирует с ними. Так ведут себя всего лишь несколько самцов, исполняющих свои танцы в центре тока и спаривающихся за сезон с несколькими десятками самок. Большинство же самцов, включая молодых и неопытных, а также более слабых, оттесненных из центра тока, всего лишь робко наблюдают за происходящим. После копуляции самки сразу же улетают, удаляясь от тока на большое расстояние.

Наш обычный тетерев на своих токах, расположенных на окраине поля или на участках верховых болот, начинает «бормотать» уже во время первых оттепелей. Ток тетеревов очень красочное, живописное зрелище. Иссиня-черные крупные краснобровые птицы с поднятыми эффектными лирообразными хвостами, прозванные за это косачами, наклонив головы и временами раздувая вытянутые шеи, приседая и подскакивая, сверкая белым подхвостьем, сталкиваясь временами с раскрытыми клювами в напряженной драке, в момент наивысшего возбуждения самозабвенно шипят («чуффыкают»), но в основном «бормочут». Бормотание — это серия мягких булькающих звуков, при заключительной части которых шея тетерева максимально расширяется, а всё тело содрогается. Громкость этих звуков очень велика — их слышно на расстоянии двух-трёх километров.

Драки тетеревов, несмотря на внешний азарт и явную агрессию, никогда не приводят к большим травмам. Пестрые юркие тетерки, откликаясь на музыку тока своими нежно звучащим «квохтаньем», в рассветных сумерках спускаются на эту истоптанную танцевальную сцену и выбрав своего могучего победителя, спариваются с ним, после чего улетают в ближайшие заросли.

Ранее в рубрике «Медленное чтение» были представлены следующие книги, вошедшие в длинный список премии «Просветитель»:

Михаил Велижев. Чаадаевское дело: идеология, риторика и государственная власть в николаевской России. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

Андрей Горохов. Визуальный клей. М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2023.

Александра Горяшко. Дикая птица и культурный человек. Гага обыкновенная и человек разумный: четырнадцать веков взаимоотношений. СПб.: Типография «ЛД-Принт», 2020.

Игорь Лисов. Разведчики внешних планет: Путешествие «Пионеров» и «Вояджеров» от Земли до Нептуна и далее. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.

Александр Можаев. Великий посад Москвы. Подлинная история Китай-города. М.: Бомбора, 2022.

Антон Нелихов. Динозавры России: Прошлое, настоящее, будущее. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.

Наталия Осояну. Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.

Надежда Плунгян. Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022.

Сергей Самойленко. Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.

Олег Хлевнюк. Корпорация самозванцев. Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2023.

Елена Хохлова. Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.

Олег Шумаков. Королевство Камбоджа. Затянувшееся путешествие зоолога. М.: Фитон XXI, 2021.

Сергей Шумский. Воспитание машин: Новая история разума. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.

Тамара Эйдельман. Право на жизнь. История смертной казни. М.: Альпина нон-фикшн, 2023.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.