Полит.ру знакомит читателей с книгами, вошедшими в длинный список претендентов на премию «Просветитель» 2023 года. В него были отобраны двадцать книг из более чем 130, выдвинутых различными издательствами. Короткий список премии «Просветитель» будет объявлен до конца сентября.
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представлено в списке книгой искусствоведа Елены Хохловой «Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники».
Книга емко и наглядно рассказывает историю развития корейского искусства от неолита до наших дней. Она охватывает все важные эпохи развития корейского искусства: неолит и бронзовый век (VI тыс. — IV в. до н. э.), эпоха Трех государств (I тыс. — VII вв.), Объединенное Силла (VII–X вв.), государство Корё (X–XIV вв.), государство Чосон (XIV–XIX вв.), колониальный период (XX в.), корейская война, КНДР и современная Республика Корея. Читатель узнает о главных художниках, темах и техниках, а также познакомится с 65 выдающимися работами — живописными полотнами, скульптурами, архитектурными памятниками, каллиграфическими шедеврами, свитками, керамикой, инсталляциями, перформансами, — которые сумели преобразовать искусство Кореи. Это позволит составить полное представление о корейском искусстве.
Кандидат искусствоведения, доцент Школы востоковедения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Елена Хохлова исследует произведения разных эпох — от первых работ неолита до образцов ультрасовременного искусства. Каждое произведение описывается в контексте особенностей художника, его окружения, исторических и социальных событий, используемых материалов и затронутых тем. Читатели узнают о достижениях и жизни художников Кореи и смогут увидеть мир их глазами. Для создания книги Елена поехала в Корею по гранту Корейского фонда (Korean Foundation) и писала книгу там, посещая местные государственные и частные музеи, галереи и библиотеки. Структура книги позволяет читателю легко перемещаться по основным эпохам, произведениям, темам и техникам и знакомиться с историей развития корейского искусства.
Предлагаем прочитать фрагмент книги, рассказывающий о некоторых произведениях корейских художников первой половины XX века.
Автопортрет
Пэ Унсон: холст, масло • 54 × 45 см • частная коллекция • оригинальное название: 자화상
Тогда как большинство корейских художников первой половины ХХ века учились в Японии, Пэ Унсон первым из корейцев получил художественное образование в Европе. Он прожил в Германии и Франции 18 лет, участвовал в выставках, писал картины на заказ, читал лекции о восточной живописи.
Известно шесть автопортретов Пэ Унсона, написанных в Европе. В «Автопортрете» художник изобразил себя в желтом традиционном халате и шляпе, похожей на шаманскую. В одной руке он держит бокал с шампанским, а указательный палец другой поднес к губам, словно прося зрителя не выдавать какой-то секрет. Заигрывающий взгляд добавляет загадочности произведению. За спиной художника шумное берлинское кабаре. Выбор обстановки можно связать с модой на азиатскую культуру в Европе. В берлинских кабаре в 1920-х годах исполняли танцы в азиатском стиле, и не случайно за спиной Пэ Унсона слева танцор облачен в азиатский костюм. Возможно, Пэ Унсон изобразил себя в экзотичном для европейцев костюме, чтобы отметить, что он, как и танцор, развлекает европейскую публику, показывая в своих произведениях далекую неизвестную Корею. Однозначной интерпретации пока нет, «Автопортрет» может быть связан с вопросом самоопределения художника в Европе и его желанием рассказывать европейцам о своей родной стране.
Пэ Унсон (배운성, 1900–1978)
До прибытия в Германию живописью не занимался. В Германию приехал в качестве сопровождающего для сына корейского миллионера Пэк Инги. В 1925 году с третьей попытки поступил в Берлинский университет искусств. Тема большей части сохранившихся произведений европейского периода — корейские праздники и игры.
Однажды осенью
Ли Инсон: холст, масло • 96 × 161,4 см • Музей корпорации Samsung «Лиум», Сеул, Республика Корея • оригинальное название: 가을 어느 날
В 1934 году специальный приз Выставки искусства Чосон, проводимой японским правительством в Сеуле, получило полотно «Однажды осенью» кисти Ли Инсона. На нем на фоне природы изображена полуобнаженная девушка с мальчиком. Каких-либо ярких особенностей, указывающих на корейское происхождение людей или ландшафта, здесь нет, Корея предстает далекой экзотической страной. Нет и однозначного прочтения содержания произведения.
Особенно спорен образ девушки. В Корее не полагалось ходить с обнаженной грудью. Ли Инсон был поклонником Поля Гогена (1848–1903) — возможно, обнажив грудь девушки и придав ландшафту диковинный вид, он хотел показать первозданность и чистоту корейской земли. В то же время картина дополняет тот образ Кореи, который формировало японское правительство, чтобы оправдать аннексию, — образ страны слабой, нуждающейся в поддержке со стороны сильного защитника в лице Японской империи.
Кроме этого, обнаженная модель могла вызывать эротические фантазии у членов жюри. Корея представлялась японцам страной доступных женщин — кисэн. И девушка на картине воспринимается как Корея, слабостью которой можно воспользоваться.
Жюри Выставки искусства Чосон хвалило Ли Инсона, а современники критиковали за то, что он показал «искаженный вид Кореи», соответствующий вкусам японцев.
Ли Инсон (이인성, 1912–1950)
Родился в бедной семье, благодаря учителю рисования начал заниматься живописью. В 19 лет получил специальный приз на Выставке искусства Чосон, а в 25 удостоился особого статуса «рекомендованного выставкой художника»: его произведения принимались без предварительной оценки жюри, что обеспечивало ему признание и финансовое благополучие. Писал виды Кореи, натюрморты, портреты; также он экспериментировал, искал способы выразить корейский колорит в живописи.
Портрет друга
Ку Понун: холст, масло • 62 × 50 см • Государственный музей современного искусства, Сеул, Республика Корея • Оригинальное название : 친구의 초상
Ку Понун родился в семье крупного предпринимателя. В шесть лет в результате несчастного случая повредил позвоночник и остался инвалидом на всю жизнь, современники называли его корейским ТулузЛотреком. В старших классах брал уроки живописи у Ко Хидона. В 1933 году окончил факультет западной живописи в Токио, экспериментировал с фовизмом, кубизмом и экспрессионизмом. В 1931 и 1933 годах прошли две его персональные выставки в Сеуле, познакомившие корейскую общественность с авангардной живописью.
«Портрет друга» вдохновлен произведением «Мужчина с трубкой» Мориса де Вламинка (1976–1958). Это портрет близкого друга Ку Понуна — Ли Сана (1906–1937). Поэт, писатель и художник, Ли Сан писал экспериментальную сюрреалистическую прозу и поэзию, был главным декадентом Кореи 1930-х годов. Его переведенный на русский язык рассказ «Крылья» — одно из самых ярких модернистских произведений в корейской литературе. Ли Сан и Ку Понун дружили с детства, устраивали выставки и концерты в чайной «Ласточка», которую открыл Ли Сан, вместе работали над выпуском журнала «Поэзия и проза». Выполненный в темных тонах экспрессионистический портрет передает психологическое состояние Ли Сана в последние годы жизни, когда его здоровье ухудшилось.
Ку Понун (구본웅, 1903–1952)
По мнению современников, был «первым настоящим модернистом», «первым фовистом», «первым экспрессионистом» в Корее. В Токио, помимо живописи, изучал теорию искусства, в Корее писал статьи о направлениях современной европейской живописи, знакомил читателей с разными взглядами на задачи искусства.
Группа людей I
Ли Кхвэдэ: холст, масло • 188 × 216 см • частная коллекция • оригинальное название: 군상 I
Ли Кхвэдэ в своем творчестве пытался решить две задачи: искал способ соединить корейскую и европейскую традиции и запечатлеть события, происходившие в родной стране. Если его современники экспериментировали в русле авангардных направлений, Ли Кхвэдэ черпал вдохновение в живописи итальянского Ренессанса, уделял особое внимание художественной анатомии, изучал творчество Микеланджело и Боттичелли, стенопись гробниц Когурё и жанровую живопись эпохи Чосон. Мечтал создавать историческую живопись.
В 1945 году художник приступил к серии полотен, посвященных освобождению Кореи. «Группа людей I» — это визуализация событий 1940-х годов. На заднем плане сгустились тучи, гремит гром или взрыв; несмотря на это, находится группа людей, готовых двигаться вперед, навстречу освобождению и миру. Произведение было написано в 1948 году, поэтому в нем также считываются призыв Ли Кхвэдэ к преодолению нарастающих на Корейском полуострове разногласий и надежда на то, что это произойдет.
Это первая в истории корейской масляной живописи многофигурная композиция. Художники первой половины ХХ века не ставили перед собой столь масштабных задач. Серия была холодно принята современниками: в ней нашли отсылки к религиозной европейской живописи и чуждость современной Корее.
Ли Кхвэдэ (이쾌대, 1913–1965)
Ли Кхвэдэ родился в семье крупного землевладельца. Учился в Императорской школе искусств в Токио. В ответ на трагичные события, происходившие в Корее, создавал картины со скрытым символичным содержанием. В 1953 году во время обмена пленными выбрал Север. В КНДР писал многофигурные полотна на тему борьбы корейцев за независимость, жизни в новой деревне, однако был обвинен в приверженности «искусству ради искусства». Последняя его работа датируется 1961 годом. В Республике Корее его имя было запрещено упоминать до 1988 года, но благодаря усилиям семьи картины и рисунки художника, созданные до 1953 года, сохранились.
Ранее в рубрике «Медленное чтение» были представлены следующие книги, вошедшие в длинный список премии «Просветитель»:
Михаил Велижев. Чаадаевское дело: идеология, риторика и государственная власть в николаевской России. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Андрей Горохов. Визуальный клей. М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2023.
Александра Горяшко. Дикая птица и культурный человек. Гага обыкновенная и человек разумный: четырнадцать веков взаимоотношений. СПб.: Типография «ЛД-Принт», 2020.
Игорь Лисов. Разведчики внешних планет: Путешествие «Пионеров» и «Вояджеров» от Земли до Нептуна и далее. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.
Александр Можаев. Великий посад Москвы. Подлинная история Китай-города. М.: Бомбора, 2022.
Антон Нелихов. Динозавры России: Прошлое, настоящее, будущее. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.
Наталия Осояну. Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
Надежда Плунгян. Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022.
Сергей Самойленко. Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.
Олег Хлевнюк. Корпорация самозванцев. Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
Олег Шумаков. Королевство Камбоджа. Затянувшееся путешествие зоолога. М.: Фитон XXI, 2021.
Сергей Шумский. Воспитание машин: Новая история разума. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
Тамара Эйдельман. Право на жизнь. История смертной казни. М.: Альпина нон-фикшн, 2023.