20 мая 2024, понедельник, 21:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 сентября 2020, 17:00

Прибавка к жалованию. За что отцам платят больше?

Photo by Sandy Millar on Unsplash
Photo by Sandy Millar on Unsplash

Если женщины с детьми «штрафуются» за материнство, получая меньше, чем их коллеги без детей, то с мужчинами ситуация обратная. Отцы зарабатывают существенно больше, чем бездетные мужчины. Существует ли «премия за отцовство» в России, разбирались в Высшей школе экономики.

Премированы за детей

Мужчины, имеющие детей, получали примерно на 25 % больше, чем бездетные, отмечает старший научный сотрудник Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Алексей Ощепков в работе «Отцы и дети: "премия" за отцовство на российском рынке труда». 

Такие выводы сделаны на основе данных российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2010–2018 годы. Ученый проанализировал результаты опросов свыше 32 000 российских мужчин от 25 до 59 лет.

«Если мы просто посмотрим на средние зарплаты, то увидим, что средняя зарплата у отцов выше, чем у мужчин без детей, но как только мы проводим дополнительный анализ, изучаем социально-демографические и индивидуальные характеристики, получается, что преимущество отцов в оплате труда полностью исчезает», — рассказал Полит.ру Алексей Ощепков.

Так, отцы более представлены в возрастной группе 30–49 лет, тогда как бездетные мужчины — в группах 25–29 лет и 50– 59 лет, и этот факт частично объясняет разрыв в оплате труда. Кроме того, среди отцов выше доля тех, кто имеет среднее или высшее профессиональное образование. 

Наконец, у отцов наблюдается более длительный специальный стаж, возможно, связанный с их меньшей географической мобильностью, отмечается в исследовании ВШЭ. 

Как таковой «премии» за отцовство в России не существует, говорят результаты исследования. Единственная категория мужчин, которые получают «прибавку к жалованию» за потомство, — это отцы одного ребенка в возрасте до трех лет. Она составляет 2,5–3 %. 

Чем конкретно можно объяснить эту пусть небольшую, но «прибавку», сказать трудно, отмечает в разговоре с Полит.ру Алексей Ощепков. Ученые рассматривают несколько гипотез. 

Почему отцы зарабатывают больше? 

Более высокий уровень заработной платы отцов может объясняться усилением гендерной специализации труда внутри домохозяйства, которая происходит с рождением ребенка, полагают ученые. То есть мужчины, у которых, как правило, заработные платы выше, работают на внешнем рынке труда, а женщины берут на себя ребенка и домашнее хозяйство, что дает мужу возможность больше времени посвящать работе.

Алексей Ощепков полагает, что отцовство может мотивировать мужчин работать – на это указывает более высокая доля занятых среди отцов, чем среди бездетных мужчин.

«Ребенок мотивирует мужчин искать способы зарабатывать больше — выйти на новую работу, расти на старой, работать сверхурочно. Это самое очевидное объяснение наличия "премии за отцовство"», — отметил ученый. 

По словам Алексея Ощепкова, небольшая положительная премия за ребенка может наблюдаться за счет того, что работодатели благожелательно настроены к отцам.  

«Отцовство может расцениваться работодателями как сигнал о наличии труднонаблюдаемых индивидуальных характеристик — таких как стабильность и надежность, целеустремленность и преданность делу, которые желательны на рабочем месте. Работодатели могут также думать, что после рождения ребенка работник-мужчина, стремясь обеспечивать семью, будет сильнее мотивирован работать больше и эффективнее. На практике мужчина с детьми может и не обладать этими качествами, что будет означать положительную статическую дискриминацию отцов», — отмечается в исследовании ВШЭ.

Эксперты берлинского Научного центра социальных исследований провели эксперимент, подтверждающий эту гипотезу. Было отправлено более 800 резюме на вакансии в сфере маркетинга и организации мероприятий. Один из выводов, который был сделан по результатам этого исследования: мужчин с детьми приглашали на интервью чаще, чем мужчин без детей.

«Когда мужчина становится мужем и отцом, коллеги и руководство воспринимают это как сигнал, свидетельствующий о зрелости, заслуживающей преимущественного карьерного продвижения по сравнению с одинокими или бездетными коллегами. В исследованиях, где сравнивались условия найма мужчин с детьми и без детей, отцы при прочих равных получали существенно более высокую стартовую зарплату», — говорится в исследовании кандидата экономических наук Камиллы Абазиевой «Получают ли российские мужчины "премию за отцовство"». 

Согласно гипотезе самоотбора, рассказывает Алексей Ощепков, отцы с самого начала отличаются от бездетных мужчин по ряду характеристик, влияющих на их положение на рынке труда. Другими словами, предполагается, что отцами с большой степенью вероятности становятся мужчины более производительные, именно поэтому их труд оплачивается выше. 

За что наказаны матери? 

Существует ли в нашей стране «штраф за материнство», исследовали Светлана Бирюкова и Алла Макаренцева в работе «Оценки штрафа за материнство в России». 

«Штрафом за материнство» называют худшее положение женщин с детьми на рынке труда по сравнению с бездетными женщинами, которое может проявляться через снижение доступа к занятости, ухудшение условий продвижения по карьерной лестнице или снижение заработной платы.

Оценки «штрафа за материнство» в разных странах мира различаются. Так, в Германии (20 %), Нидерландах и Люксембурге (по 18 %) «штрафы» высокие, а в Словакии, Австралии и Израиле (менее 2 %) — низкие. 

Что касается России, по оценкам ученых Светланы Бирюковой и Аллы Макаренцевой, «штраф» в среднем составляет около 4 % от заработной платы для всех женщин с несовершеннолетними детьми и сильно зависит от уровня образования.

В частности, женщины с высшим образованием получают в 1,5 раза более высокий «штраф», и кроме того, в этой группе он проявляется раньше: разница в оплате труда бездетных женщин и матерей с высшим образованием проявляется уже после рождения первого ребенка, в то время как среди женщин без высшего — только начиная со второго. 

«Женщины с детьми получают на 15–20 % меньше, чем их бездетные коллеги, но когда мы начинаем контролировать различие женщин с детьми и без них, то есть принимать во внимание такие характеристики, как возраст, образование, место работы, то этот штраф сокращается до 4–8 %, и в этом смысле это очень похожая с "премией за отцовство" история», — комментирует Алексей Ощепков.

Ученый также предположил, что самоотбор, который отвечает за львиную долю преимущества в оплате отцов, может в некоторой степени объяснять и «наказание за материнство». 

«Матерями становятся женщины, которые в меньшей степени стремятся делать карьеру, грубо говоря, зарабатывать много денег. Это психологический самоотбор сложно проследить на данных, но есть косвенные результаты, которые могут свидетельствовать о его наличии», — отметил эксперт.

«Я не знаю четкого обоснования со стороны научных социально-экономических исследований, которые бы говорили, что нужно вмешиваться в эту ситуацию, обязывать работодателей поднимать заработные платы женщинам с детьми. Во-первых, потому, что если мы начинаем разбираться, то "штраф за материнство" в чистом виде не очень большой. Во-вторых, разрыв в размере заработной платы по мере взросления ребенка постепенно исчезает», — полагает Алексей Ощепков.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.