20 мая 2024, понедельник, 22:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Реальный сектор

Завод «Каустик» в Волгограде
Завод «Каустик» в Волгограде
Фото: sovet-directorov-volgograda.ru

Предложения по запуску инвестиционного роста в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве (особенно в сегменте среднего бизнеса).

Среди мер поддержки экономического роста, предлагаемых сегодня правительством РФ, к обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству относится в первую очередь решение (ПП от 11 октября 2014 г. № 1044)  по поддержке и развитию проектного финансирования. Мера давно назревшая и необходимая, но недостаточная:

  1. Проектное финансирование, при котором каждый проект (не менее 1 млрд) будет рассматриваться на федеральном уровне не может дойти до среднего, не говоря уже о малом предприятии.
  2. Проектное финансирование не решает задачи быстрого увеличения объема производства – на полный цикл до запуска производства необходимо минимум 3-5 лет. На этапе строительства оно дает вклад в ВВП только от строительно – монтажных работ.
  3. Проектное финансирование – штучный продукт для крупных проектов и предприятий, сделать его тиражируемым и массовым (снизив минимальный объем), практически нереально.

Тем не менее есть возможность получить возобновление роста в течение ближайшего года на базе существующих предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Развивать надо конкурентоспособные  предприятия реального сектора экономики. Ниже предлагается механизм финансирования действующих предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, который позволит в максимально сжатые сроки (1-1,5 года) нарастить объемы их производства.

Во всех документах ЦБ РФ и экономического блока правительства красной нитью проходит тезис:

  • В России нет свободных трудовых ресурсов;
  • Производственные мощности в России загружены по максимуму;

поэтому монетарные методы стимулирования экономического роста в России не сработают, так как увеличить выпуск продукции российская экономика не сможет.

Трудовые ресурсы. На практике в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве для наращивания объема производства дополнительных трудовых ресурсов не нужно. Большая часть трудовых ресурсов в современном производстве занимается поддержанием инфраструктуры, а не основных производственных процессов. При любых инвестициях в расширение производства на базе существующих предприятий, инфраструктуру поддерживает постоянное число специалистов, а в самих производственных процессах участвует небольшое количество людей. (Что собственно и приводит к повышение производительности труда.)

 Загрузка мощностей. Если опросить директоров предприятий, чьи мощности, по опросам, загружены на 100%, могут ли они через год нарастить выпуск на 5-10%, подавляющее большинство ответит утвердительно, а многие будут готовы нарастить объемы за 1-года и на 15-20%. Для такого наращивания объемов предприятиям нужны небольшие инвестиции, как правило в тех же пределах (т.е. 10-15% от их годовой выручки). Исключение составят предприятия по производству единичной дорогостоящей продукции (самолеты, локомотивы, турбины и т.п.), но для таких предприятий как раз уместно проектное финансирование.

Конечно, это не удвоение выпуска, но в масштабах страны рост в обрабатывающей промышленности и с/х на 10-15% за два-три года – колоссальный рывок, способный полностью переломить негативные тенденции в экономике.

Почему же этого не происходит, и почему даже девальвация рубля и санкции не приведут сами по себе к массовому импортозамещению.

Анализ проблемы

У среднего и малого бизнеса нет инвестиционных ресурсов и взять их ему негде.

  1. Проблема нехватки капитала. Источники формирования капитала для среднего бизнеса – советские промышленные и сельскохозяйственные активы, изрядно самортизированные за прошедшие 25  лет и собственная прибыль, которая в этих сегментах никогда не была высокой. Рынки акций для среднего бизнеса закрыты.
  2. Сложности с получением оборотных кредитов. Нехватка капитала и отсутствие источников его пополнения приводит к нехватке залоговой базы для получения кредитов и ухудшению качества балансов предприятий. В ситуации, когда ЦБ постоянно ужесточает требования к банкам по выдаче кредитов, все меньше кредитов средний бизнес может получать в банках. Не требующий залогов рынок облигаций после кризиса 2008 года также закрыт для среднего бизнеса.
  3. Проблемы с получением инвестиционных кредитов. Невозможно подготовить приемлемый для банков инвестиционный бизнес-план из-за макроэкономических сценарных условий правительства и высоких ставок.

Кредитные ставки, которые сегодня взлетели при изменении ключевой ставки ЦБ РФ свыше 20% годовых (хотя для инвестиционного проекта и 10% уже является предельной величиной) и повышение регулируемых тарифов быстрее уровня инфляции означает, что кредитование любого проекта по расширению текущего рентабельного (на уровне 25%) производства невозможно, так как его рентабельность станет отрицательной к концу срока окупаемости.  Единственный способ сделать проект окупаемым – это заложить в проект рост цены конечного продукта, значительно опережающий инфляцию, что делает проект крайне рискованным для банков.

Все понимают, что подобная политика не может продолжаться долго – экономика просто рухнет – но банки обязаны при выдаче кредитов руководствоваться официальными прогнозами, а это и означает, что подготовить нормальный окупаемый промышленный инвестиционный проект невозможно – их и не готовят.

В результате на практике для инвестирования средний бизнес использует собственную прибыль и оборотные кредиты. Однако, в последние годы прибыль стремительно сокращалась из-за роста себестоимости при стабильном курсе рубля, а брать оборотные кредиты все сложнее и дороже. При отсутствии залоговой базы и ухудшающихся балансах получение даже дополнительного оборотного кредитования представляет затруднения, не говоря уж об инвестиционном кредитовании.

Предлагаемое решение

Кредитная поддержка (докапитализация де-факто):

В РФ вводится новая ценная бумага – «инвестиционный вексель».

Отличие от обычного векселя:

  1. Эмитентом могут выступать только предприятия определенных видов деятельности (обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство) – критерий – основной вид деятельности (по кодам) и более 50% выручки по форме №2 по основному виду деятельности.
  2. Объем эмиссии ограничивается определенным процентом от нетто-суммы НДС, уплаченной предприятием в бюджет за 2010-2014 годы. Подтверждение – через налоговую инспекцию.

Выпустив векселя, предприятие размещает их на рынке через уполномоченный банк, который регистрирует выпуск в ЦБ. После регистрации выпуска ЦБ включает их в ломбардный список с дисконтом (дисконт устанавливается ЦБ и правительством, не менее 80%).

Регулируя объем и доходность этих векселей, можно управлять обеспечением ликвидностью всех успешно работающих предприятий реального сектора.

Эта мера позволит противостоять спаду, который будет вызван кредитным сжатием, и предотвратить сценарий лавины корпоративных и банковских банкротств, которые неизбежно будут вызваны невозможностью для предприятий обслуживать кредиты по ставкам, взлетевшим в два и более раз. Боле того, этот механизм обеспечит быстрый и устойчивый рост в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве уже в 2015-2017 годах.

Рост производства и ВВП в стране обязательно будет снижать инфляцию, и вместе с замораживанием тарифов это приведет к укреплению рубля и его стабилизации.

 Достоинства предлагаемого метода кредитной поддержки

  1. Быстрый эффект за счет расширения существующих производств, уже имеющих свои рынки сбыта. Эти рынки могут быть расширены  за  счет импортозамещения внутри страны и за счет ценовой конкуренции (использование эффекта девальвации и замораживания тарифов) для экспортной продукции.
  2. Универсальный критерий отбора предприятий для поддержки, исключающий рассмотрение и принятие решения по каждому предприятию в отдельности
  3. Адресная и в то же время массовая поддержка стабильно работающих предприятий реального сектора, создающих добавленную стоимость в экономике России.
  4. Поддержка всех эффективно работающих предприятий (т.е. стабильно платящих НДС в бюджет) пропорционально их эффективности и вкладу в экономику страны.
  5. Сложность фальсификации критериев поддержки
  6. Поощрение добросовестных налогоплательщиков
  7. Перенос поддержки с федерального уровня на региональный (размещать выпуски векселей будут региональные отделения крупнейших банков, прекрасно знающие предприятия реального сектора в своих регионах)
  8. Создает инвестиционную привлекательность предприятий, попадающих в ломбардный список и возможности для их инвестиционного и инновационного развития.
  9. Изменяет стратегическую парадигму поддержки  государством малого и среднего производителя высокотехнологической продукции, а не только крупного и сырьевого сектора. В дальнейшем можно будет расширять программу поддержки за счет учета ломбардных векселей в капитале предприятия и уже целенаправленно предлагать меры налогового стимулирования.

 

                        Михаил Баранов, Председатель Совета Директоров ООО «Никохим»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.