20 мая 2024, понедельник, 21:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Москва – Пекин: 2014

Владимир Путин и Си Цзиньпин
Владимир Путин и Си Цзиньпин
Фото: kremlin.ru

13 октября 2014 г. правительства России и Китая подписали соглашение о сотрудничестве в сфере поставок российского газа из РФ в КНР по «восточному» маршруту – газопроводу «Сила Сибири». Этому предшествовал ряд сделок и договоренностей, в результате которых взаимодействие между двумя государствами должно стать существенно интенсивнее. Западные наблюдатели пытаются проанализировать сложившуюся конфигурацию.

 

В материале, опубликованном на ресурсе Bloomberg, газовая сделка с Китаем представлена как компромисс: в противовес действиям западных врагов в лице ЕС и США России пришлось пойти на соглашение, которое существенно поспособствует усилению ее главного восточного конкурента. «Растущая зависимость России от Китая, с которым она десятилетиями боролась за первенство в контроле над глобальным коммунизмом, может привести к укреплению позиций ее соседа в тихоокеанском регионе и одновременно ускорить наступление ее собственного экономического упадка. Курс рубля приближается к рекордно низким показателям, иностранные инвестиции исчезают, и на этом фоне привлечение китайской валюты может увеличить российскую зависимость от природных ресурсов и свести на нет правительственные инициативы по диверсификации экономики», - комментируют авторы.

Сам факт того, что Россия так энергично устремилась к Китаю, свидетельствует о том, что страна сейчас находится в таком уязвимом положении, в каком она еще не была со времен распада СССР. Причем в отличие от начала 1990-х гг., уязвимость скорее геополитическая, нежели экономическая. Экономические трудности, вызванные, в частности, санкциями, можно устранить, найдя альтернативные источники экономического взаимодействия (один из них – как раз контракт с Китаем). Но тот же Китай слишком прагматичен, чтобы быть надежным геополитическим союзником.

 
Военное сотрудничество Китая и России

Еще одна сторона российско-китайского сближения состоит в том, что обе страны будут усиленно развивать военные технологии, за счет чего Китай рассчитывает существенно увеличить свой военный потенциал. Иными словами, два участника из постоянного состава Совбеза ООН (5 стран) начнут целенаправленную работу по наращиванию вооружений. Это, в свою очередь, может спровоцировать аналогичные тенденции в других странах Восточной Азии, то есть начнется очередная гонка вооружений. Россия продавала оружие Китаю и прежде, однако эта торговля никогда не распространялась на наиболее мощные российские технологии, поясняют авторы. Теперь ситуация изменилась. «Япония, Тайвань, Филиппины и Вьетнам уже обеспокоены тем, что Китай наращивает свою военную мощь, и эта тревога только усилится, если Китай начнет получать военное оборудование от России», - цитируют авторы эксперта из аналитического центра Stratfor (США).

Сделки между Россией и Китаем заключаются не совсем на равных основаниях, комментирует американский канал CNBC: «Россия импортирует из Китая больше, чем из какой-либо другой страны, но для Китая она всего лишь девятый по объемам торговли партнер, позицией выше находится Великобритания». Кроме того, Китаю от России нужно сырье, которое будет потом перерабатываться и затем экспортироваться по более высоким ценам. Собственно, Китай просто воспользовался удобным случаем, которого могло бы еще долго не представиться. Удобство состоит в том, что для России из-за ухудшения отношений с Западом сотрудничество с Китаем стало единственным средством для поддержания экономики.

Собственно, Китай вполне открыто занял такую позицию, и России действительно ничего не остается, кроме как принять такое положение дел. Тем не менее, оговаривается в другом материале на CNBC, для организации даже такого двусмысленного и вынужденного (для России) взаимодействия необходимо время, чтобы отладить его механизмы и, прежде всего, «устранить недоверие, которое продолжается еще с 1960-х г., когда территориальные разногласия между Китаем и СССР едва не дошли до войны... Китай, кроме того, могут беспокоить перспективы инвестирования в неустойчивую экономику, где рубль пострадал от санкций, а цены на нефть, главное экспортируемое российское сырье, падают».

Аналитик Грег Штрэкс (Greg Shtraks) в издании The Diplomat также рассуждает о растущей зависимости России от Китая, возникшей десять лет спустя после заключения соглашения о российско-китайской границе. «Сейчас, - пишет Штрэкс, - легко забыть о том, какими ледяными были отношения между Россией и Китаем в 2004 г. Хотя Россия уже была вторым по размерам производителем нефти и природного газа, и Китай был одним из крупнейших потребителей этих продуктов, между двумя странами не было трубопроводов. Путин отчаянно не хотел строить трубопровод и ссылался на российские национальные интересы, мотивируя свою несговорчивость».

 
Владимир Путин

Россия начала идти на уступки с 2009 г., в разгар мирового финансового кризиса. Тогда было подписано нефтяное соглашение в обмен на то, что Китай даст «Роснефти» ссуду в размере $25 млрд. В 2013 г. размеры поставок нефти в Китай удвоились – в обмен на новую ссуду в $30 млрд. Общий объем торговли с Китаем вырос с $20,3 млрд. в 2005 г. до $59,3 млрд. в 2010 г. и достиг $89,2 млрд. в 2013 г. Ожидается, что к 2020 г. он превысит $200 млрд. Параллельно с этим, согласно опросам общественного мнения среди россиян, одобрительное отношение к Китаю с 50-60% после заключения газового соглашения в мае 2014 г. возросло до 77%.

Штрэкс оговаривает, что есть множество скептиков, по мнению которых российско-китайское сотрудничество только выглядит масштабным проектом, но на самом деле связи хрупкие и поверхностные. Также некоторые ссылаются на то, что перспектива вкладываться в российские предприятия по-прежнему вызывает у китайских инвесторов сильные сомнения. «Тем не менее, каждый день поступают известия о новых аспектах сотрудничества, и они показывают, что отношения расширяются и углубляются... По мере приближения зимы, западные санкции против России становятся всё более ощутимыми, и Кремлю приходится все больше полагаться на китайские инвестиции. На этом этапе можно, по крайней мере, заключить, что далай-лама едва ли появится в Москве в ближайшее время».

Другой комментатор в The Diplomat, Шеннон Тьецци (Shannon Tiezzi), обращается к вопросу о том, каким образом Китай собирается балансировать экономическое партнерство с ЕС и стратегическое союзничество с Россией. Обострение отношений России с Западом усложнило Китаю эту задачу, однако у него по-прежнему остается сильная заинтересованность в сотрудничестве с каждой их сторон. ЕС – это, в первую очередь, экономические возможности, особенно это касается укрепления двусторонней торговли между Китаем и Германией.

В отношениях Китая с Россией главная мотивация – это политические интересы. Точнее было бы даже сказать, что Китай вообще не заинтересован в углублении экономического сотрудничества с Россией. Подписание ряда соглашений об экономическом взаимодействии с Россией для Китая в этом смысле скорее символический жест, нежели практическая потребность. «И Китай, и Россия описывают свои отношения как одновременно двусторонние и многосторонние. На двустороннем уровне Пекин и Москва взаимно поддерживают друг друга в отстаивании своих ключевых интересов. Со стороны России это контроль над Крымом, со стороны Китая – безопасность Синьцзяна. На многостороннем уровне обе страны намерены совместно продвигать идею многополярного мира с подлинно "демократизированными" международными отношениями. Это проект, имеющий целью снизить влияние США и ЕС на нынешнюю международную систему».

Таким образом, у Китая есть два партнера, и отношение с одним из них направлены на ослабление второго. Пока ему удается поддерживать взаимовыгодные отношения с обоими – как раз за счет того, что оба в нем заинтересованы. Однако чем дальше, тем больше осторожности придется проявлять Китаю, чтобы сохранять такую конфигурацию.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.