Жители России в условиях обесценивания рубля вынуждены экономить как на покупках продуктов, так и на приобретении крупной бытовой техники. Об этом свидетельствуют итоги опроса, опубликованные на сайте Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
Результаты опроса показали, что в настоящее время экономить на продуктах питания предпочитают 31% опрошенных россиян, на отдыхе — 48%, на развлечениях — 43%, на покупках крупной бытовой технике — 42%. Кроме того, на приобретении новой одежды и обуви экономят 40% респондентов, на больших покупках (недвижимость, автомобиль) — 38%. К слову сказать, по статистике поисковых роботов, россияне чаще стали искать в интернете сервисные центры для ремонта своей бытовой техники. К примеру, раньше чаще покупали стиральные а машины, а сейчас всё больше пользователей рунета ищут ремонт стиральных машин в Москве.
Как отмечают исследователи, во время предыдущего кризиса, который начался в 2008 году, статьи экономии россиян отличались от нынешних. Тогда на одежде и обуви экономили 44% граждан страны, на отпуске — 42%, на продуктах питания — 40%. Между тем, прослойка людей, которые не сокращали расход ни в прошлый, ни в нынешний кризис, остается прежней — 11-12%.
Руководитель НАФИ Гузелия Имаева, комментируя итоги данного исследования, отметила, что за последние пять-шесть лет структура потребления россиян заметно изменилась. На этот период пришелся рост доходов населения, а также активное развитие розничного кредитования. Это позволяло значительной части населения выйти на новый уровень потребления и сформировать новый стиль потребления, то есть обзавестись предметами длительного пользования, а также чаще отдыхать, ездить в отпуск.
«Сегодня, в условиях снижения темпов роста экономики и реальных доходов, россияне постепенно отказываются от ставшего привычным образа жизни последних шести лет, и в первую очередь вынуждены экономить на расходах, которые стали для них нормой в течение этого времени», — отмечает Гузезиля Имаева.