Вечером в московском Центральном доме журналиста прошел очередной вечер цикла «Дилетантские чтения», который проводится совместо историческим журналом «Дилетант» и проектом ProScience портала Полит.ру.
С лекцией-спектаклем выступили Алексей Венедиктов главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», издатель журнала «Дилетант» и профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Алексей Миллер.
каковы отношения империи и национализма в XIX веке? Сейчас происходит смена взгляда исторической науки на этот вопрос. Ранее считалось, что национализм противостоит империи, разрывает ее, стремясь создать национальные государства. В действительности такая точка зрения по большей части была сформирована историками, обслуживавшими интересы этих национальных государств.
Но со времен Наполеона крупнейшие империи Европы учились использовать национализм и удачно делали это в своих целях. Наполеон сумел первым "поставить нацию под ружье" и эксплуатировать национальную идею для достижения военных успехов. Аналогичные процессы шли при объединении Германии, сходным образом строилась национальная идея Российской империи. В связи с этим очень интересны вопросы развития борьбы империй за окраины и процессы формирования наций на этих окраинах.
По словам Алексея Миллера, важной причиной распада Германской, Австро-Венгерской и Российской империй было то, что они стали использовать в борьбе друг с другом националистическую карту. Они поддерживали национально-сепаратистские движения у соседей, накачивали их ресурсами и сделали слишком сильными.
Однако империи были способны достаточно успешно контролировать многие проблемы, определяя "правила игры" и не допуская радикализации. Но в XIX веке задачу сдерживания облегчало то, что мобильность населения была гораздо ниже. Сейчас в европейских обществах такие механизмы не работают. В такой ситуации в выигрыше остаются радикалы, и это ведет к возможности крупного конфликта в будущем. Радикализовать населения единичными террористическими актами гораздо легче, чем долго выстраивать правила взаимодействия людей в обществе.