«Полит.ру» продолжает вторую часть проекта, посвященного книжному рынку
– «Книжный рынок: осень 2009». Первую часть проекта см. здесь: «Книжный рынок и экономический кризис».
Представители книжного бизнеса считают себя социально ответственными, прежде всего, за художественную/научную ценность книжной продукции и ее просветительскую функцию. Но для их потребителей важнее «подача контента в соответствии с целевой аудиторией» и «техническая надежность» книги. Об этом говорят данные двух опросов, предоставленные «Полит.ру» Издательством «Эксмо».
Первый опрос провел Центр коммуникативных технологий по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза. Было опрошено 50 экспертов, которые представляли книгоиздание, книгораспространение, библиотечное дело, органы государственного управления, общественные организации. С точки зрения занимаемой должности среди опрошенных были владельцы бизнеса, топ-менеджеры (управляющие организацией), менеджеры среднего звена (руководители департаментов и отделов) и специалисты.
В ходе опроса выяснилось, что наиболее значимыми аспектами социальной ответственности книжного бизнеса эксперты считают:
- Художественную/научную ценность книжной продукции
- Просветительскую функцию книжного бизнеса
Какой из аспектов социальной ответственности бизнеса Вы считаете самым важным? (средний ранг, самые значимые позиции имеют ранг важности "1")
Эти же направления, с точки зрения опрошенных, требуют объединения усилий всех участников книжного сообщества – то есть книжники признают, что в одиночку их не решить.
Но нужно ли читателю, чтобы за него кто-либо принимал решение о художественной ценности книги, или он желает сам принимать решение о том, подходит ему та или иная книга, или нет? Данные второго опроса, проведенного Издательством «Эксмо» и Российским книжным союзом в ходе Санкт-Петербургского книжного салона и Библиотечного форума, говорят в пользу второго варианта.
Принимавшие в нем участие филологи, литературоведы, библиотекари в массе своей убеждали исследователей, что любая цензура по отношению к тексту вредна. В этом смысле главное - подача контента в соответствии с целевой аудиторией (то есть не надо для детей писать и преподносить так, как для взрослых, для романтиков – как для циников и т.д.). В остальном качественная книга – это профессиональное изложение и оформление контента, «техническая надежность» (в том смысле, что книга не должна разваливаться в руках) и удобство. Хотя, в то же самое время интеллигентные люди признают, что «настоящий» текст в любом виде читателю дорог и свою дорогу к нему пробьет: «Помните, как мы читали пятый машинописный экземпляр "Гулага" на кальке!? А «Мастера и Маргариту»?»
В количественном опросе Центра коммуникативных технологий вопрос качества книжной продукции также был задан, правда, не с точки зрения важности этого самого качества, а с точки зрения его оценки в текущий период. И здесь отраслевики оказались весьма самокритичны: по пятибалльной шкале корректуру они оценивают лишь на 2,4 балла, уровень подготовки аннотаций едва дотягивает до трех баллов (2,97), верстка и качество печати пусть и выше, но тоже на отметку «хорошо» не тянут.
Каково состояние дел в области технологии обеспечения качества книжной продукции?
[if gte mso 9]>
Технологический параметр
Средний балл*
1.Корректура
2,4
2.Аннотация к книге
2,97
3.Верстка
3,8
4.Качество печати
3,9