Потребительские цены в США падают: по данным за ноябрь, дефляция составила 1,7%. Все - начиная с автопроизводителей и заканчивая операторами кабельного телевидения - устраивают распродажи и предлагают огромные скидки. Это самое резкое снижение цен за последние 60 лет. Экономист Роберт Рейч (профессор Калифорнийского университета в Беркли) в своем блоге высказывает по этому поводу серьезные опасения.
Почему цены падают? Потому что, - отвечает Рейч, - производители понимают, что иначе люди просто перестанут покупать их товары. С одной стороны, это хорошо для среднестатистического потребителя, который сейчас находится в стесненных обстоятельствах из-за сокращения зарплаты или увольнения. С другой стороны, это плохо для всех. Доходы производителей уменьшаются, что приводит к новым сокращениям штата и урезанию зарплат. Что еще хуже, покупатели, заметив тенденцию к снижению цен, откладывают покупку в надежде, что вещь, которую они хотят купить, еще подешевеет. Чем больше потребителей будут так рассуждать, - продолжает Рейч, - тем сильнее опустятся цены, а это снова приведет к уменьшению зарплаты. Дефляция, по мнению аналитика, еще хуже чем инфляция: после нее трудно вернуть прежний уровень цен, так как потребители будут этому сопротивляться.
Рейч возлагает большие надежды на пакет стимулирующих мер. Правда здесь он опасается, что его не хватит на решение всех проблем.