Заявка на строительство железной дороги Белкомур, которая соединит Белое море с Уралом, может быть внесена в инвестиционный фонд РФ к концу октября - началу ноября этого года, сообщил РИА "Новости" глава комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, пермский сенатор Оганес Оганесян.
"Заявку подаст управляющая компания, которую с уставным капиталом в размере 150 миллионов рублей создадут частные компании и администрации регионов, в частности, Пермского края, республики Коми и, как ожидается, Архангельской области", - сказал Оганесян.
Белкомур должен связать Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь. Оценивается строительство в сумму порядка 50 млрд рублей. Белкомур - типичный российский долгострой и полупроект. Строительство дороги вроде бы даже началось, но с 2002 года не ведется из-за нехватки средств. Власти Коми и Пермского края заявляют на вопрос об инвестиционных проектах что-то вроде "а еще у нас есть Белкомур", но в реальности реализация проекта до сих пор вызывает большие сомнения. Проблема в том, что основным потенциальным инвестором является ОАО "РЖД", а железнодорожная монополия не хочет вкладываться в проект.
Администрация Пермского края и раньше пыталась заинтересовать Белкомуром железнодорожников, однако не встретила поддержки с их стороны. Власти Республики Коми считают, что такая позиция железнодорожников связана с боязнью снижения загруженности других участков железной дороги на северо-западе России и потерей прибыли.
Заинтересованность в реализации проекта уже не раз выражали «Северсталь-Групп», «Воркутауголь». Вроде бы интересовался проектом и Виктор Вексельберг (совладелец СУАЛа - одной из крупнейших компаний региона). Впрочем, промышленники не гарантируют больших инвестиций - на инфраструктурные траты бизнес идет редко. Инвестфонд мог бы решить проблемы долгостроя. Правда есть парочка "но". Первое - в России до сих пор крайне плохо умеют готовить проектную документацию и оценивать последствия любого проекта. Белкомур вряд ли станет откровением для федеральных чиновников. И второе - нет никаких гарантий, что вследствие самых разных причин (в числе рисков - смена политических ориентиров, недооценка проекта, задержки в финансировании и т.д.) Белкомур не встанет, даже если деньги из Инвестфонда все-таки удастся выбить.