3 июня 2024, понедельник, 07:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 февраля 2021, 10:00

Фонарики на протестах: значение символа

Акция BLM, Вашингтон. Koshu Kunii on Unsplash
Акция BLM, Вашингтон. Koshu Kunii on Unsplash

Во вторник 9 февраля глава сети штабов Алексея Навального Леонид Волков объявил о новой акции протеста, запланированной на 14 февраля. Во избежание насилия и арестов у акции новая концепция — люди выйдут в свои дворы и зажгут фонарики на телефоне. 

«Может быть, первому будет немного страшно. Но всем остальным — точно нет. Вы постоите несколько минут, потом к вам спустится кто-то еще и еще из ваших соседей. Вы думали, что вы один во всем большом доме неравнодушны к тому, что происходит в стране? Вы увидите, что это не так. Вы познакомитесь со своими соседями, которые близки вам по духу, и вам станет вместе теплее», — объяснил смысл акции Волков. 

Мы решили вспомнить, когда еще митингующие использовали фонарики на акциях и какой смысл заложен в этом символе.

Как символ протеста, борьбы за свободу и права человека

До предстоящего воскресного флешмоба от штаба Навального участники протестов в России уже использовали приём с фонариками. Даже в этом году.

31 января — на втором за год митинге в поддержку Алексея Навального в Санкт-Петербурге — люди на Гороховой улице подняли вверх телефоны, на которых зажгли фонарики, приветствовали друг друга, выкрикивали лозунги про «Аквадискотеку» и «Один за всех и все за одного». 

Этот случай упоминает Волков в своем посте об акции. Но похожие «флешмобы» были и раньше: в 2020 году Хабаровске на акции в поддержку экс-губернатора Сергея Фургала люди выстраивались в форме слов «Я/мы Фургал» и подсвечивали их фонариками.

В мае 2019 года екатеринбуржцы протестовали против постройки храма Святой Екатерины. 15 мая, на третий день «битвы за сквер» у Театра драмы, участники встали вокруг капитального забора и зажгли фонари и другие источники света. Протестующие скандировали лозунги «Мы за сквер», «Демонтаж!» и «Референдум, храма здесь не будет!». 16 мая сквер был освобожден от потенциальной застройки.

Конечно, фонарики использовались на протестах в Белоруссии и США. И даже в Мьянме, где 1 февраля 2021 года произошел военные переворот. После ареста госсоветника и главы МИД Аунг Сан Су Чжи и других лидеров Национальной лиги за демократию (НЛД) 3 февраля медицинские работники Мьянмы включили фонарики на сотовых телефонах и пели революционные песни в знак протеста.

Мария Филимонова, доктор исторических наук и ведущий научный сотрудник Центра изучения США в Курском Государственном университете, исследовала символику американской революции.

«4 июля, на День независимости США, сторонники американской независимости старались зажечь свечи в своих окнах. Сразу было видно, кто здесь свой, а кто чужой. Здесь политическая символика Нового времени — свет как свобода, как символ борьбы за права человека — смыкается с очень древними символами света как добра, справедливости. Каждая сторона считала, что светлая сторона — это именно она. Лоялисты, противники революции, тоже использовали фонарики, только они зажигали их на день рождения английского короля в пику революционерам. В обоих случаях это, опять же, чтобы показать: "Мы на стороне света, а напротив нас — сторона тьмы". Это способ мобилизовать своих сторонников: "Вот мы, нас много, и мы вместе"», — рассказывает Филимонова.

По ее словам, в современных условиях могут возникать аналогии с прошлым, но не обязательно как преемственность: «Вряд ли современные политики знают о таких вещах. Но это возможно, просто потому что человеческое мышление, человеческая культура часто из огромной глубины извлекают одни и те же символы».

Таким образом, фонарики во время американской революции не только символизировали борьбу за свободу и права граждан, но и были способом показать, что «мы на правильной стороне» — хотя каждому именно своя сторона казалась «правильной».

Как символ единства, объединения, общности

Кроме митингов и акций протеста, фонарики и другие предметы, излучающие свет — например, зажигалки, — включались на музыкальных концертах. Есть история, что эта традиция началась после выступления фолк-певицы Мелани на фестивале «Вудсток» в 1969 году. Перед ее выступлением пошел сильный дождь, но девушка всё равно решила выйти, а зрители, чтобы поддержать певицу, подняли в воздух свечи и зажигалки.

«Вообще, фонарики и зажигалки идут, скорее, с рок-концертов, когда их включали в знак одобрения и поддержки певцов как символ единства, объединения, поэтому то, что предложил Волков, основывается на достаточно серьезной традиции», — объясняет Павел Кудюкин, российский политик и историк, деятель российского и белорусского социал-демократического движения, российского профсоюзного движения.

Как символ памяти, бессмертия, вечности

Наряду с фонариками и зажигалками, часто в качестве символа используются свечи и огонь — источники света, но в качестве символа памяти. Например, в честь годовщины победы в Великой Отечественной войне по всей стране прошла акция «Фонарики Победы» (вместо парада из-за коронавирусных ограничений). Люди зажгли на своих балконах и в окнах свечи, бытовые фонари и подсветки телефонов в знак памяти и благодарности. Кроме того, некоторые украсили свои окна изображениями георгиевских лент, звёзд, цветов и голубей, а также выставили планшеты с портретами ветеранов. В некоторых городах люди зажгли свет в окнах домов в виде чисел 75 и 1945.

Марина Кузнецова в своей статье «"Вечный огонь" как символ Родины и объект меморативной культуры» изучала мемориал «Вечного огня» и его символическую составляющую. Она пишет, что  огонь в военно-патриотическом контексте считается не только символом памяти, но и символом дома и Родины:

«Культ огня сформировался из различных факторов: огонь как средство защиты от хищников, огонь как целительное и магическое средство, огонь как олицетворение опасности, огонь как символ дома, тепла. Родина, в свою очередь, представляет собой концепт дома. Место, где человек формируется, трудится, создает семью, и т. п. Его задачей становится оберегать это всё».

«Вечный огонь» как объект меморативной культуры хранит память не только о погибших в войнах, но и о народных бедствиях. В Мемориальном парке в Хиросиме «Вечный огонь» служит символом веры в человечество, обладает долей пацифизма, считается символом памяти о погибших от атомного взрыва.

«Что касается образа "вечного огня", то здесь можно сделать несколько предположений. Первое: огонь как символ дома, в который не смогли вернуться погибшие. Конструкция "вечного огня" представляет собой замкнутую и контролируемую конструкцию, поэтому может означать защиту от опасности. Огонь здесь подчиняется человеку, и может возникнуть ассоциация с сохранением мира и прекращением войны, убийства. Также "вечный огонь" является символом бессмертия, здесь подключается меморативная функция», — пишет Марина Кузнецова.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.