20 мая 2024, понедельник, 22:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Самозанятые: плюсы, минусы, много вопросов

В России регистрируются по пять тысяч человек в день в качестве самозанятых, сообщил глава ФНС Даниил Егоров. С одной стороны, легализация самозанятости и развитие этого института тесно связаны с развитием предпринимательства в стране и «обелением» рынка труда, с другой — всё больше россиян оказываются лишены социальной защиты. Самозанятые обязаны платить налоги, однако права, преференции и социальные гарантии для них пока не определены. 

Есть проблема

В России «самозанятыми» называют людей, которые работают сами на себя: например, репетиторы, визажисты, парикмахеры, таксисты, курьеры — те, кто оказывает услуги. 

Чтобы стимулировать таких предпринимателей «выйти из тени», в 2019 году ФНС запустила новый налоговый режим в тестовом формате: если доход человека не превышает 2,4 млн рублей в год (примерно 200 тыс. в месяц), то платить придется 4 % от доходов (услуги физлицам) или 6 % с доходов от ИП и юрлиц. В налоговый «пакет» из соцгарантий входит только медицинская страховка. Что касается пенсии: если самозанятые не отчисляют добровольно средства в ПФР, государство гарантирует им пенсию в минимальном размере.

В отличие от индивидуальных предпринимателей, самозанятые не имеют права нанимать сотрудников, что ограничивает для них возможность заработка: нельзя взять больше клиентов, чем можешь обслужить сам. Зато ни бухгалтер, ни онлайн-кассы самозанятому не нужны: чеки формируются через приложение-кассу «Мой налог». 

За два года такой «легализацией» доходов воспользовались чуть больше 1,4 млн человек. В «серой зоне» в России работает 16–17 млн человек – это 22 % от всего занятого населения, по данным исследования Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, проведенного в 2019 году.

С 1 июля 2020 года новый налоговый режим распространился на всю Россию. Эксперимент рассчитан на 10 лет и должен закончиться 31 декабря 2028 года.

«Важно понимать, что для части самозанятых "выход из тени" действительно будет способствовать гораздо большей защищенности в отношениях как с заказчиками, так и с государством. Легальный статус позволяет тем, у кого невысокая склонность к риску, "заплатить налоги и спать спокойно"», — отмечает Анна Зудина, научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ.

Легализовав свои доходы, самозанятые могут не бояться, что недовольные клиенты будут шантажировать их незаконными доходами, придет налоговая с проверкой и выпишет штраф или банк заблокирует карту, если сочтет перечисления на нее подозрительными. Расширяется круг потенциальных клиентов. Многие компании предпочитают работать с поставщиками официально: удобнее оплатить счет, выставленный самозанятым, а не переводить деньги на карту. Появляется возможность сотрудничать с государственными и муниципальными организациями, участвовать в тендерах. 

«Самозанятость может обладать рядом преимуществ по сравнению с формальной наемной занятостью — это гибкий рабочий график, возможность работать на себя, сравнительно больший уровень дохода, а значит, выбор в пользу самозанятости для некоторых может быть вполне добровольным», — отмечает Анна Зудина.

Не все самозанятые оценили эксперимент по введению нового налогового режима. Согласно данным исследования Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, положительно к этой инициативе отнеслись менее трети самозанятых по основной работе (30,6 %). Только каждый десятый однозначно планирует воспользоваться новым налоговым режимом в ближайшее время. Каждый четвертый отметил, что не собирается выходить «из тени», потому что не верит, что плюсы нового статуса перевесят минусы. Один из этих минусов — отсутствие возможности получать пособие по безработице при потере дохода. Это обстоятельство приобрело особое значение в свете событий этого года, когда доходы россиян снизились, а спрос на услуги самозанятых упал.

«Многие категории самозанятости представляют собой низкодоходные виды деятельности — присмотр за детьми, уход за больными или пожилыми людьми, помощь на дому. Для таких самозанятых даже сниженная ставка налога может стать значительной суммой», — полагает Анна Зудина. 

Для работодателей нововведение стало соблазном: зачем заключать с сотрудником трудовой договор и отчислять 30–40 % страховых взносов, если можно сотрудничать с ним как с самозанятым по льготной ставке в 6 %? Работники, соглашаясь на такие условия, лишаются соцгарантий — отпуска, больничного и декрета. По словам директора Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС Андрея Покиды, страх лишиться таких гарантий есть у 40 % опрошенных.

Федеральная налоговая служба проверяет всех работодателей, привлекающих самозанятых, и при выявлении «маскировки трудовых отношений» доначисляет нарушителям НДФЛ, штрафы и пени.

По словам Андрея Покиды, целенаправленно выбирают быть самозанятыми только 15–20 % россиян, остальные предпочли бы работать по найму, причем на государственных предприятиях. 

«Работа на себя — это пока по большей части вынужденная мера. Пускаться в свободное плавание россиян заставляет отсутствие работы с более или менее достойной оплатой труда», — считает эксперт.

Статусные сложности

До конца года «Единая Россия» подготовит первый вариант законопроекта о самозанятых, подтвердил «Российской газете» первый замглавы фракции в Госдуме Андрей Исаев. ЕР предлагает, чтобы у самозанятых был трудовой стаж, право на гарантированную пенсию и оплачиваемый больничный. Не исключено, что, если законопроект будет одобрен, налоговая нагрузка на самозанятых может увеличиться.  

«Нужно смотреть, какие конкретно меры предлагаются и как это отразится на налоговых отчислениях. Безусловно, в рамках текущих ставок 4–6 % социальные формы поддержки вряд ли могут предлагаться. Очевидно, для того, чтобы обеспечить себя пенсией, необходимо отчислять большую сумму», — полагает Андрей Покида. 

Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала», считает, что если государство предложит какие-то социальные гарантии, повышение ставки на 1–2 % не станет преградой для самозанятых. «Для многих это может быть привлекательно. Понятно, что система будет усложняться. Можно предложить шкалу — например, те, кого не интересуют социальные гарантии, платят налог по прежней ставке», — отметила эксперт.

В текущем статусе налоги «самозанятого» (4–6 %) меньше, чем у индивидуальных предпринимателей. Но если добавлять в «пакет» хотя бы взносы в Пенсионный фонд, разница между статусами будет уменьшаться и снова встанет вопрос: насколько выгодно будет работать легально?

Эксперты давно говорят о необходимости новых стимулов для развития института самозанятых. Потенциал льготного налогового режима вскоре будет исчерпан: все, кто хотел зарегистрироваться в качестве самозанятого, сделают это, и тогда государству придется предложить предпринимателям, оставшимся в «тени», дополнительные преференции, способные сподвигнуть их работать в правовом поле.  

Эксперты РАНХиГС предлагают дифференцированно  подходить к налогообложению самозанятых. «Поскольку доходы части самозанятых невысокие, целесообразно введение прогрессивного налога. Например, в случае если доход самозанятого составляет в месяц менее 10 тысяч рублей (или он меньше прожиточного минимума), не следует облагать налогом такие доходы», — поясняют авторы доклада, посвященного проблемам и перспективам института самозанятых.

Не раз звучали идеи предложить самозанятым патенты ценой в 10–20 тысяч рублей в год, чтобы заплатить один раз и забыть о налоговых обязательствах на год. По данным опроса Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, патент может быть востребован у 40 % самозанятых. 

Если верить правительству, налоговая ставка для самозанятых не должна меняться, а сумма максимального дохода — уменьшаться до конца эксперимента в 2028 году. Но насколько можно этому верить? Достаточно вспомнить историю с пенсионным возрастом — его тоже обещали не повышать. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.