3 июня 2024, понедельник, 09:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 октября 2020, 17:40

Образовательная неуспешность — одна из глобальных проблем в России. Что это такое?

Урок в школе. Девочка с мобильным телефонов просматривает новости в социальной сети.
Урок в школе. Девочка с мобильным телефонов просматривает новости в социальной сети.

Образовательная неуспешность широко распространена в России. Так, по данным PISA, доля российских школьников, которые не достигают необходимого минимума функциональной грамотности, составляет 28 %. Решения и истоки этой проблемы — предмет исследований экономистов и социологов.

Не имели успеха

Доля неуспешных учеников (то есть тех, кто имеет низкую успеваемость) в начальной школе составляет от 5 до 10 %, к 8–9-м классам она увеличивается до 10–15 %. В старших классах уровень образовательной неуспешности снижается, но исключительно в силу того, что неуспевающие ученики уходят из школы. Такие цифры содержатся в исследовании РАНХиГС «Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей».

Профессор Уральского федерального университета Гарольд Зборовский отмечает в комментарии для Полит.ру, что в региональных «рядовых» школах, колледжах, вузах масштабы образовательной неуспешности в отдельных классах могут достигать 70–80 %. В столичных образовательных организациях и мегаполисах ситуация, конечно, лучше, хотя и там, по словам ученого, неуспешных хватает. 

«Главным фактором образовательной неуспешности становится отсутствие образовательной и достигательной мотивации у значительной части учащейся молодежи, ее массовое академическое мошенничество, а также неготовность к работе над собой, самообразованию, пониманию того, что образование — это труд», — полагает профессор.

По словам ученого, проблема усугубляется отсутствием интереса к ней со стороны государства и очевидным недофинансированием образования. 

«Проблема табуирована на разных уровнях управления образованием в стране, включая конкретные, особенно проблемные, образовательные организации — от детских садов до университетов. Проблема не считается реально существующей и создающей риски для общества (что абсолютно не так)», — отметил ученый.

По мнению руководителя направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35 Андрея Комиссарова, истоки неуспешности — в специфике школьного образования. 

«Мир быстро меняется. Сегодня требуются творчество, инициатива, быстрое мышление, навыки работы с высокой неопределенностью, а в российской школе учат четко следовать шаблонам и регламентам. Налицо явное несоответствие того, чему нас обучают в школе, тому, что мы должны уметь, чтобы быть успешными на рынке труда. В результате получается "выученная беспомощность" — мы ждем, что нам принесут новый шаблон или стандарт, а его не дают, отсюда неуспешность недавних выпускников», — пояснил эксперт в разговоре с Полит.ру.

Риски образовательной неуспешности

Неуспешность укорачивает образовательные траектории россиян и препятствует развитию системы непрерывного образования. 

«Как показывают исследования, "вкус" к постоянному обучению и личностному развитию через образование тесно коррелирует с уровнем образования. Чем он выше, тем чаще у человека возникает потребность в различного рода образовательных практиках и тем дольше его пребывание в образовательном пространстве», — отмечается в исследовании профессоров Уральского федерального университета Гарольда Зборовского и Полины Абрамовой «Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи». 

Неуспешные в образовании, как правило, неуспешны в профессии, полагают эксперты, поэтому среди рисков ученые также называют дефицит кадров в производстве, управлении, образовании, культуре и здравоохранении. 

По мнению профессоров Уральского федерального университета, масштабы образовательной неуспешности российских студентов также влияют на снижение конкурентоспособности отечественного образования, представляют угрозу для его экспорта. 

Так, приглашенный профессор из Гарварда Томаш Блушевич проанализировал сильные и слабые стороны российских первокурсников с позиций образовательных моделей ведущих мировых университетов. И оказалось, что слабые стороны наших первокурсников — это неумение работать с текстами, вести дискуссию, активно слушать и вести записи, давать адекватную обратную связь при подготовке письменных работ, непонимание значимости индивидуальных консультаций и их пропуски.

Ключ к успеху 

Среди эффективных способов преодоления образовательной неуспешности профессор Гарольд Зборовский называет уход от «селекции» и переход к государственной политике равного внимания ко всей учащейся молодежи без исключения — успешной и неуспешной.

Необходимо сформировать направление в образовательной политике, ориентированное на поддержку проблемных школьников и студентов.

Ученый предлагает организацию занятий с «проблемными» учащимися, а также изменение системы стимулирования и оценки эффективности труда работающих с ними преподавателей.

По словам профессора, необходим мониторинг образовательной неуспешности школьников и студентов, психологическая поддержка неуспешных учащихся, их сопровождение тьюторами и коммуникация с их родителями. 

Андрей Комиссаров полагает, что сегодня работа родителя куда важнее, чем в советское время. Функциональная безграмотность часто связана с семейным воспитанием — когда дома ребенка недостаточно мотивируют к учебе и познанию нового, со средой — когда у ребенка нет окружения, которое подталкивает его вперед.

«На современном родителе лежит серьезная ответственность, связанная с воспитанием. Речь идет о воспитании человека, который сможет выживать в меняющемся мире. Те родители, которые, набив много шишек, пришли к этому, могут объяснить это своим детям, приходить на классные часы, на уроки профориентации в школы и рассказывать старшеклассникам о том, как устроен мир, как можно пересобрать себя и свои компетенции во взрослом возрасте», — объяснил Полит.ру эксперт.

По словам Андрея Комиссарова, важна диверсификация уроков — новые образовательные среды, контексты и возможности в рамках обучения. 

«Сейчас целый ряд школ приходит к этому — на уроках появляется проектное обучение, взаимное наставничество, элементы игропрактики, театральной педагогики, что уводит нас от стандартного освоения шаблонов в сторону самостоятельного мышления, исследования и творчества. В современных школах следует работать с педагогическим дизайном, адаптивным созданием образовательной среды», — заключил эксперт.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.