20 мая 2024, понедельник, 21:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 августа 2020, 14:32

Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России?

Витраж на станции метро «Новослободская»
Витраж на станции метро «Новослободская»
Dennis Jarvis / Flickr

Мировой креативный сектор растет даже во время кризисов. Так, на фоне карантина, когда акции нефтяных компаний падали, стриминговые сервисы взлетели, а продажи видеоигр выросли на 63% в 50 странах мира. Не исключено, что в будущем традиционную сырьевую модель заменит креативная, полагают эксперты. Как развивается креативная экономика в России? И что мешает стране конкурировать с лидерами в этом секторе?

Что такое креативная экономика?

Креативная экономика включает в себя модную индустрию, кинематограф, анимацию, дизайн, рекламные услуги, музыку, художественные промыслы, новые медиа, фестивали, продукты виртуальной и дополненной реальности, компьютерные игры, телевидение, книги и другие отрасли, основанные на интеллектуальной деятельности.

Впервые термин «креативная экономика» был использован в Великобритании в 1998 году, когда Департамент культуры, медиа и спорта обозначил ее развитие в качестве приоритета национальной политики. Однако перспективы развития креативных индустрий интересовали культурологов и историков задолго до его появления. Американский философ и один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер еще в 80-х предсказал, что нас «ждет экономика победившего креативного труда». А британский культуролог Чарльз Лэндри в начале 90-х придумал концепцию креативного города, согласно которой, культурные ресурсы являются сырьем, которое приходит на смену нефти, стали и золота.

Средний вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет 6,6%. В развитых странах он достигает 8–12%. Такие данные приводят ученые Ержан Жаров и Олег Патласов в исследовании, посвященном развитию креативных индустрий в России. С каждым годом эти цифры будут увеличиваться.

«Спрос на услуги в области креативной экономики будет расти и дальше, самым «ходовым товаром» сегодня становятся идеи, воображение и творчество», — уверена Мариса Хендерсон, глава программы Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) по креативной экономике.

«Дело в том, что в современных обществах меняется структура потребления — оно становится более культуральным, то есть растет значение художественной и эстетической составляющей в товарах, — пояснил Полит.ру руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной, — через цифровые платформы мы потребляем музыку, фильмы, сериалы, через социальные сети — коммуникацию. Креативные индустрии — это огромный сегмент экономики, за которым будущее».

Объем креативной экономики в России

Сектор креативной экономики в России не достигает и 3% ВВП. Об этом на днях заявила генеральный директор Агентства Стратегических Инициатив Светлана Чупшева.

«Креативная экономика за последние 10 лет в глобальном масштабе выросла в два раза. Если в Великобритании объем креативной индустрии достигает 10%, то в РФ мы пока не дотягиваем до 3%. Это точно точка роста для нас», — рассказала эксперт.

Тем не менее оборот российских креативных индустрий в течение последних четырех лет ежегодно растет: в 2017-м — на 6%, в 2018-м — на 15%, в 2019-м — на 9%. По оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативной экономики в ВВП страны может достичь 8,5%, а к 2035 году — 10%.

Что тормозит развитие креативных индустрий в России?

«В основах российской государственной культурной политики есть понятие «творческие индустрии», в число которых входит довольно своеобразный набор отраслей, тем не менее мы до сих пор не видели целенаправленных усилий со стороны государства, призванных структурировать и стимулировать креативный сектор экономики», — рассказал Полит.ру профессор НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

К примеру, в Южной Корее за продвижение индустрии контента в 2009-2017 годах отвечало специальное правительственное агентство креативного контента KOCCA, что позволило вывести корейские креативные индустрии на международный рынок. Благодаря этому их экспорт составил в 2016 году более 6 млрд долларов.

Необходимость популяризации и поддержки экспорта креативных индустрий очевидна не только экспертам. Так, в июле 2020 года в Москве создано Агентство креативных индустрий, сообщает сайт Правительства Москвы. Новая структура будет заниматься созданием рабочих мест в креативной отрасли и ее продвижением за рубежом.

«Одной из ключевых задач агентства станет формирование позитивного имиджа Москвы как международного центра креативных индустрий, которые имеют серьезный потенциал для роста и увеличения своего вклада в развитие экономики города», — рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Для развития креативных индустрий большое значение имеет создание инфраструктуры — креативных кластеров и бизнес-инкубаторов, уверен Виталий Куренной.

«Наличие креативных индустрий тесно завязано на креативный класс, а он просто так не появляется, для него нужно создавать особое пространство, инфраструктуру, — пояснил профессор, — кроме того очень важна среда, «креативная масса», например, Кремниевая долина хороша, просто потому что там большая концентрация людей, которые хотят что-то сделать».

«Российский народ очень творческий, но наша креативность располагается в теневом секторе, не созданы условия для того, чтобы она концентрировалась, чтобы творческая составляющая могла капитализироваться, быть видимой для экономики», — добавил профессор.

«Выстаивая государственную политику в сфере креативных индустрий, следует обратить внимание на фундаментальные вещи, связанные со сферой образования, с развитием креативности как важного элемента человеческого капитала, — убежден профессор, — В России большие проблемы в части массового развития креативных компетенций».

О том, что развитие креативной экономики напрямую связано с качеством человеческого капитала, писал еще экономист и автор термина «креативный класс» Ричард Флорида в книге «Креативный класс: люди, которые создают будущее». Эксперт подчеркивал решающую роль креативного класса в экономике и призывает государства развивать его.

«Креативность предполагает определенные типы мышления и характера, которые необходимо культивировать как на индивидуальном уровне, так и в обществе, окружающем человека», пишет экономист.

Важный вопрос для развития креативной экономики — защита авторского права и интеллектуальной собственности, полагает Виталий Куренной, без нее — невозможно нарастить экспорт креативной продукции.

«В России есть очень многих сегментов, для которых этот процесс не отлажен — в частности, художественные промыслы, одно из самых просевших у нас креативных направлений», отметил эксперт.

Кроме того на развитии креативной экономики негативно сказывается слабое развитие малого и среднего бизнеса. Например, в США доля малого бизнеса в этом секторе достигает 50−60%, в Китае — 55%, в Европе — 70%, в Канаде — 90%, а в России только 15−20%.

Среди возможных мер поддержки креативных предпринимателей Ержан Жаров и Олег Патласов в исследовании «Оценка потенциала развития креативного сектора экономики России» называют предоставление налоговых преференций и льготных кредитов, офисных и производственных помещений в аренду по низким ставкам.

Ученые отмечают, что Россия обладает большим, но пока в недостаточной степени реализованным потенциалом развития креативной экономики, тем не менее видят широкие возможности для развития производства в декоративно-прикладном искусстве и народном ремесле, российском кинематографе и анимации.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.