21 мая 2024, вторник, 00:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 августа 2020, 18:56

Дефолта не будет, но риски остаются

На фоне пандемии долг российского правительства превысил его ликвидные резервы, следует из данных Банка России и Минфина. К этому привели рост государственных расходов, обвал цен на нефть и дефицит бюджета. Как будет развиваться экономическая ситуация и возможно ли повторение событий августа 1998?

17 августа — годовщина дефолта 1998 года, когда отечественная финансовая система оказалась неспособна выплачивать внутренние и внешние долги из-за пирамиды государственных краткосрочных обязательств. Тогда пострадавшими в результате кризиса считали себя 90% россиян. Инфляция выросла до 84%, а реальные доходы населения упали на 50%.

Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев рассказал газете «Ведомости», что не исключает нового дефолта. «Если возникнет вторая волна коронавируса, снизятся цены на нефть и экономическая активность вновь упадет, наращивание долгов может обернуться повторением ситуации 1998 года, ведь и доходы упадут, и расходы возрастут, и ФНБ придется распечатывать, а еще и оплачивать долги», — отметил эксперт в комментарии изданию.

Профессор РАНХиГС, экс-заместитель председателя Центробанка Константин Корищенко в разговоре с Полит.ру подчеркнул, что в условиях современной российской экономики повторение тех событий исключено, и рассказал о причинах дефолта 1998 года.

«Российская экономика тогда, образно говоря, напоминала человека в середине реки, стоящего на двух бревнах, которые начинают расходиться в разные стороны, удержаться на плаву в такой ситуации практически невозможно», — отметил профессор.

Причем первое бревно — это валютная политика, основанная на валютном коридоре, а второе — бюджетная политика, в рамках которой правительство было вынуждено наращивать государственные заимствования.

«Так, с одной стороны, была долговая проблема, по большей части рублевая, а с другой — завышенный курс национальной валюты, и когда эти два фактора пересеклись с азиатским кризисом, который начался в 1997 году, Россия оказалась в центре "совершенного шторма"», — отметил эксперт.

Текущая экономическая ситуация существенно отличается от того, что было 22 года назад. «Главные отличия — наличие у правительства и Центробанка значительных резервов и низкий уровень госдолга», — полагают эксперты Высшей школы экономики.

По данным Банка России, на начало 1998 года совокупный внешний долг составлял $182,9 млрд, из которых $147,7 млрд приходилось на государство. На 1 июля 2020 года внешний госдолг составлял всего $65,5 млрд, при совокупном долге в $477,3 млрд. Но при этом на 7 августа 1998-го в золотовалютных резервах ЦБ было всего $17 млрд, а на 7 августа 2020-го –$600,7 млрд. То есть объем резервов сегодня покрывает и госдолг, и долги финансового сектора и компаний. Тогда как в 98-м они были ничтожны.

«Пока есть Фонд национального благосостояния, эта подушка безопасности, опасаться нечего — дефолта по определению быть не может: банковская система устойчивая, она очищена ЦБ от случайных игроков, укреплена и консолидирована, и государство не допустит ее краха», — рассказал Полит.ру доктор экономических наук Сергей Смирнов (НИУ ВШЭ).

«Другое дело, что в текущих условиях правительство пытается найти способы пополнения федерального бюджета — так, налог в 13% на доходы по вкладам и ценным бумагам, если общий объем таких активов у гражданина превышает 1 миллион рублей, не имеет никакого отношения к поддержке и пандемии, это средство пополнения федерального бюджета», — полагает экономист.

Эксперт Центра политических технологий Никита Масленников в разговоре с Полит.ру также отметил, что опасаться нечего — предпосылок для дефолта нет, поскольку госдолг в России сохраняется на безопасном уровне. Он составляет около 15% ВВП. Это меньше, чем в большинстве развитых стран и во многих развивающихся государствах.

Ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский пишет, что есть маастрихтские критерии безопасного для экономики долга для стран Евросоюза. Там критическим считается соотношение долга к ВВП в 60%. Для стран с сильной и развитой экономикой допустимы и более высокие цифры, но для развивающихся стран это около 40%. Если заимствования вырастут в тех пределах, о которых говорят Минфин и эксперты, то и это будет далеко от критических показателей.

Никита Масленников в разговоре с Полит.ру подчеркнул, что текущая ситуация с хоть и безопасным, но ростом госдолга содержит в себе риски — она опасна тем, что процентные расходы на обслуживание госдолга будут расти, а это значит, что дефицит бюджета в 2021 году увеличится по сравнению с 2020 годом. «Это означает, что госрасходы в следующем году не сыграют той роли в восстановлении российской экономики, как это могло бы быть в условиях более низкого дефицита бюджета. Соответственно, вопрос о темпах ее восстановления российской экономики остается открытым», — подчеркнул эксперт.

По итогам семи месяцев 2020 года дефицит федерального бюджета составил более 1,5 трлн рублей, сообщает Минфин. Если за первые шесть месяцев года дефицит составлял всего 823 млрд руб., то за июль по сравнению с концом первого полугодия он вырос почти на 85%. Причина дефицита — растущие расходы при снижающихся доходах. Из-за пандемии расходы на здравоохранение были внепланово увеличены вдвое, межбюджетные трансферты — на 63,8%, расходы на национальную экономику и социальную политику — на 30,2 и 28,5% соответственно.

Сейчас правительству, действительно, приходится наращивать заимствования из-за падения цен на нефть и сокращения ее добычи, а также снижения налоговых поступлений из-за простоя экономики в связи с ограничительными мерами. Есть различные прогнозы, как этот кризис может развиваться, отмечает Андрей Чернявский.

«На данный момент есть оценка, что дефицит федерального бюджета может установиться в 2020 г. на уровне 5% ВВП. Этот дефицит складывается под влиянием необходимости финансировать бюджетные обязательства, когда существенно упали нефтегазовые и не нефтегазовые доходы, важности поддержки региональных бюджетов и внебюджетных фондов, а также дополнительных затрат на здравоохранение, социальную сферу и отдельные отрасли экономики», — отмечает эксперт, добавляя, что это умеренный сценарий, который исходит из средней цены на нефть в $40 за баррель.

Выпадающие нефтегазовые доходы правительство будет финансировать за счет использования средств Фонда национального благосостояния в рамках бюджетного правила. Вся остальная часть финансирования приходится на заимствования, и составит, по оценке Андрея Чернявского, около 4 трлн руб. Но к катастрофическому сценарию это не приведет, считает он.

Ситуация в российской экономике стабильная — у нас большие резервы, низкая инфляция, маленькие долги, но в то же время — сложная, потому что практически отсутствуют точки роста, рассказал Полит.ру Константин Корищенко.

«Традиционные точки роста, которыми были экспортные сырьевые отрасли, по всей видимости, себя исчерпали, — пояснил эксперт, — 2014 год показал, что для их поддержки необходима серьезная девальвация. Пока делается ставка на государственный сектор и инвестиции, но, мы видим, что такая модель может дать максимум 1,5-2% экономического роста, и то, когда цены на нефть растут. При неблагоприятных внешних условиях мы уходим либо в ноль, либо как это было в условиях с пандемией — в серьезный минус».

По словам Константина Корищенко, экономический рост возможен, «но связан он будет с тем, как быстро мы сможем включить частное предпринимательство в России».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.