20 мая 2024, понедельник, 21:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 августа 2020, 17:09

Почему гендерные стереотипы дорого обходятся мировой экономике?

Marten Bjork / unsplash

Женщины в среднем зарабатывают меньше, чем мужчины. Кроме того, они слабее вовлечены в экономику. Экономисты солидарны в том, что гендерное неравенство тормозит экономическое развитие. Тем не менее сегодня нет ни одного государства в мире, которое бы полностью решило эту проблему. Какие меры могут сократить гендерный разрыв на рынке труда, и как рост уровня занятости женщин повлияет на экономику?

Масштаб проблемы

По данным Росстата, в России живет 78,8 миллиона женщин, что составляет 54% населения. При этом уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60%, среди мужчин — 72%.

Если оценивать только равенство в экономике, Россия, согласно рейтингу гендерного равенства Всемирного экономического форума, в 2019 году занимала 32-е место. При этом неравенство по заработной плате составляет 28,8%, а по доходам в целом — 42,1%. Доля женщин среди менеджеров и высокопоставленных сотрудников госорганов в России составляет 41,8%, среди членов правления компаний — 7%, среди министров — 12,9%, среди парламентариев — 15,8%.

Что касается данных по миру, 49,6% мирового населения — женщины, но их вклад в мировой ВВП — 37%, сообщает Международная организация труда. Это объясняется тем, что доля женщин на глобальном рынке труда — всего 40%.

Гендерный разрыв по миру в абсолютном выражении составляет 655 миллионов человек. «Это несколько российских, треть китайской и пару американских экономик», — оценила масштаб проблемы профессор РЭШ Наталья Волчкова в рамках лекции Экономического лектория РЭШ, посвященной гендерному неравенству.

Причины гендерного неравенства

Профессор РЭШ Наталья Волчкова выделяет несколько причин гендерного неравенства в экономике.

Во-первых, женщины чаще трудятся неполный рабочий день. «Количество рабочих часов женщины в среднем составляет 80% от времени работы мужчин. Ситуация лучше в Западной Европе, Восточной и Юго-Восточной Азии, Восточной Европе и Китае, где женщины посвящают участию в экономике 92-96% часов по сравнению с мужчинами», — отмечает профессор.

Во-вторых, женщины, как правило, чаще заняты в менее производительных секторах экономики — в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и сфере услуг. Именно по этой причине текущий кризис нанес более сильный экономический удар по женщинам — во время пандемии в первую очередь пострадала сфера услуг. В промышленности женщины традиционно представлены слабо. Причем во всех регионах мира. К примеру, в Западной и Восточной Европе и Центральной Азии гендерный разрыв, измеренный в отношении занятости в промышленности, составляет 20%.

Работа женщин чаще, чем мужчин, не оплачивается — это уход за детьми и пожилыми людьми, ведение домашнего хозяйства. «В среднем в мире женщины выполняют 75% неоплачиваемой работы, — рассказала Наталья Волчкова в рамках Экономического лектория РЭШ, — и если мы оценим неоплачиваемый труд женщины по размеру минимальной оплаты труда в соответствующих странах, то он будет составлять 13% мирового ВВП. Это тот элемент конструкции экономики, который должен являться одним из приоритетов для государственных политик, нацеленных на снижение гендерных неравенств».

Гендерная дискриминация

Женщины в среднем зарабатывают меньше мужчин. В России разница в зарплате между специалистами разного пола с одинаковой квалификацией составляет 28%. Такие данные приводятся в исследовании аналитического центра НАФИ, которое было проведено при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google.

При этом высококвалифицированных специалистов-женщин значительно больше, чем мужчин, говорится в исследовании НАФИ (63% и 37% соответственно). Дело в том, что женщины, согласно результатам опроса, чаще занимаются саморазвитием и уделяют образованию больше внимания, чем мужчины. 36% занятых в экономике женщин имеют высшее образование. У мужчин этот показатель равен 28%.

Одна из причин неравной оплаты труда — материнство. В первое время после рождения ребенка женщины не могут посвящать работе столько же времени, как до материнства. Зачастую они переходят на неполную занятость, что приводит к гендерному разрыву в зарплате. В экономической литературе это явление получило название «наказание за материнство».

По данным исследования Institute for Fiscal Studies (2017), к моменту 20-летия первого ребенка матери зарабатывают в час почти на 30% меньше, чем отцы с таким же уровнем образования.

В результате того, что женщины соглашаются на такие условия, «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов. Такой вывод делают аналитики НАФИ, изучив результаты опроса о гендерных стереотипах.

Что делать?

Наталья Волчкова рассказала Полит.ру, что в России «определенное неравенство заложено уже в нормативно-правовых документах, в частности, речь идет о специальностях, которые закрыты для женщин». В перечне запрещенных для женщин профессий Минтруда — химические производства, подземные и горные работы, металлообработка, бурение скважин, добыча нефти и газа и ряд других видов деятельности.

Тем не менее ситуация меняется к лучшему. В 2019 году Минтруд утвердил новый список запрещенных для женщин профессий, который содержит 100 позиций и вступит в силу с 1 января 2021 года. Согласно предыдущему списку таких профессий было 465.

С 2021 года женщины смогут работать машинистами электричек, скоростных и высокоскоростных поездов, водителями фур, а также боцманами или матросами на судне.

«Самое простая мера, которая может привести к сокращению гендерного неравенства, — квотирование, — рассказала Полит.ру Наталья Волчкова, — если на определенном уровне экономики существенно недопредставлены женщины, это можно квотировать. Так, в Европе распространены квоты на количество женщин в советах директоров, и как показывает практика, это если не в момент введении квоты, то впоследствии повышает и эффективность ведения бизнеса, и количество женщин на рынке труда с необходимыми навыками управления».

Наталья Волчкова также отметила, что выходу женщин на рынок труда, будет способствовать создание условий для сокращения времени, проведенного в отпуске по уходу за ребенком. Речь идет о предоставлении публичных благ — возможности пользоваться детскими садами и яслями. Государство в том числе может стимулировать этот процесс через частный сектор, развивая рыночные формы.

Эта мера будет, безусловно, иметь положительный экономический эффект. Тем более что, по оценкам Минтруда, около 80% семей, которые сегодня находятся за чертой бедности, — это семьи с детьми. По статистике, они особенно уязвимы при экономических шоках и первыми оказываются за чертой бедности.

«Более сложно реализуемая в России, однако хорошо зарекомендовавшая себя в мире мера — это разделение отпуска по уходу за ребенком между отцом и матерью в первый год его жизни», — рассказала Наталья Волчкова.

В исследовании НАФИ, посвященном гендерным стереотипам, кроме создания гибких возможностей для работы и подходящих форм отпуска по уходу за ребенком как для женщин, так и для мужчин, также обосновывается необходимость ведения информационных кампаний, поощряющих женщин быть более социально активными. Аналитики НАФИ предлагают представителям социальных институтов и компаний вести работу по устранению устаревших социальных норм и стереотипов, которые мешают женщинам участвовать в экономике наравне с мужчинами. Например, около 40% россиян до сих пор считают, что мужчинам проще построить карьеру и получить повышение. А 24% опрошенных оказались согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями, причем эту точку зрения разделяют 17% женщин.

Как сокращение гендерного неравенства повлияет на экономику?

Снижение гендерных разрывов выгодно для глобальной экономики. Согласно исследованию МcKinsey Global Institute, которое было проведено в 96 странах мира, полное устранение гендерного неравенства на рынке труда позволит к 2025 году увеличить глобальный ВВП на 26%. Это 28 трлн долларов. А его частичное сокращение увеличит мировой ВВП на 11%.

Что касается российского ВВП, согласно недавнему исследованию НАФИ и Google, рост уровня занятости женщин до уровня мужчин позволит увеличить его на 13–14%.

Профессор Наталья Волчкова, ссылаясь на исследование МcKinsey Global Institute, рассказала Полит.ру, что в России снижение гендерного разрыва могло бы обеспечить приход на рынок труда 3 млн человек к 2025 году, тем самым компенсировав негативную демографическую динамику. Для России это может стать действенным механизмом пополнения трудовых ресурсов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.