21 мая 2024, вторник, 00:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Пандемия в цифрах: как изменилась жизнь россиян?

Photo by Dayne Topkin on Unsplash
Photo by Dayne Topkin on Unsplash

События начала 2020 года и их последствия сильно повлияли на настроения россиян, их образ жизни и планы на будущее. Опросы, которые проводят отечественные аналитические центры, коммерческие компании и научные структуры, не претендуют на точную реконструкцию экономического и социального ландшафта, но, возможно, помогут приблизиться к отражению реальности, в которую страну окунул кризис.

Согласно данным Центра стратегических разработок, ситуация с коронавирусом отразилась на каждом россиянине, а точнее, на 9 из 10. «Прежде всего, это материальные и потребительские аспекты, в том числе безработица, снижение платежеспособности населения, экономия, сжатие спроса», — отметила директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова. 

Финансовые трудности, с которыми столкнулись россияне  в период пандемии, были усугублены тем, что накануне кризиса большинство граждан не имели финансовой подушки безопасности. Как показали результаты исследования аналитического центра НАФИ, к началу пандемии у 45 % россиян не было накоплений, 29 % имели сбережения, но их оказалось недостаточно. 63 дня — это срок, на который россиянам в среднем хватит накоплений при потере работы. 

Рынок труда сжался, но сейчас оживает

Угроза безработицы оказалась одним из самых сильных страхов для россиян. Свыше 40 % опрошенных опасались, что в ближайшее время их предприятие может обанкротиться и закрыться. 

После введения режима самоизоляции работу потеряли почти 10 % россиян. 30 % из тех, кому удалось сохранить место работы, сообщили, что после начала эпидемии один из членов их семей лишился занятости.  Об этом говорится в социологическом исследовании Высшей школы экономики, подготовленном сотрудниками центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимиром Гимпельсоном и Ростиславом Капелюшниковым.

От увольнений и урезания зарплат больше всего пострадали Волгоград, Иваново, Курган и Нижневартовск, выяснили ученые. Менее всего рост безработицы проявился в Махачкале, Сочи, Нижнем Новгороде, Грозном и Уфе. 

«Перенос столицы Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток оказался серьезным ударом по экономике города, — объяснил Алексей Зубец. — Волгоград, Иваново, Архангельск — давно в списке депрессивных городов: их промышленность заточена не на внешний рынок, а на потребительский сектор. Соответственно, когда потребительская активность падает, страдает бизнес, начинаются увольнения».

Тем не менее, согласно социологическому опросу, проведенному Финансовым университетом при Правительстве РФ, которое есть в распоряжении Полит.ру, в начале августа ситуация на рынке труда стабилизировалась, увольнения прекратились, а показатели вернулись к средним — «довирусным». 

«После снятия карантинных ограничений в июне мы увидели вторую волну увольнений персонала и сокращений фонда оплаты труда — она была, очевидно, связана с тем, что бизнес, выйдя из состояния карантина, оценил потребность в рабочей силе в новых условиях и начал избавляться от лишних работников. Однако к концу июля, как показало исследование, процесс сокращений персонала был, в основном, закончен и рынок труда стабилизировался», — отмечает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. 

Но о «стабилизации» можно судить только по тем данным, о которых говорят люди. Для того чтобы понять в какой степени пострадал рынок труда того или иного города, нужно иметь в виду характер экономики, долю «черного» бизнеса, политические факторы, пояснил Алексей Зубец.

Например, только 13 % участников исследования заявили о том, что им известны случаи увольнений и сокращения заработной платы, произошедшие за последний месяц. Во время аналогичного исследования, проведенного летом 2019 года, эта цифра составляла 11 %.

«Когда люди говорят, что они не знают об увольнениях, то имеют в виду белые увольнения — со службы, из офиса. Так в числе наименее пострадавших городов оказался Сочи, где процветает серый бизнес и индивидуальное предпринимательство», — объяснил Полит.ру Алексей Зубец. 

Траты на еду выросли

В апреле средняя российская семья тратила на покупку продуктов 46 % всех своих расходов. Это рекордный показатель, сообщает исследовательский холдинг «Ромир». Рассчитывать Food Index — индекс, отражающий долю расходов на продукты, — «Ромир» начал в 2019 году, и с тех пор его значение ни разу не поднималось выше 36 %.

Согласно исследованию Сбербанка, в июне среднестатистический россиянин тратил на еду 38,8 % своего дохода. В прошлом году в аналогичный период эта цифра была 37,8 %.

В целом результаты исследований трат россиян на продукты питания не сильно разнятся. В среднем это около трети семейного бюджета. И всего в трех регионах с высокими доходами — Москве, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — этот показатель ниже среднего. Об этом пишут главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич и доцент географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Сафронов в исследовании, посвященном динамике структуры расходов россиян за 1990–2017 годы по данным Росстата. 

Ученые отмечают, что расходы на питание россиян снижались за последние 10 лет, однако до развитых стран нам пока далеко. Например, во Франции домохозяйства тратили 30 % бюджета на питание в 60-е годы ХХ века, а в 2000 году — 12 %. Такая же доля питания в потребительских расходах семей США была уже в 1985 году.

Оптимизма не осталось

«В ЦСР убеждены — мы должны следить не только за количественными показателями, но и понимать ожидания общества», — заявил президент ЦСР Александр Синицын в ходе онлайн-конференции, посвященной презентации доклада «Трансформация настроений россиян на фоне кризиса 2020 года». ЦСР опросил 5 тыс. россиян, чтобы понять их настроения.

Моральное состояние россиян ухудшается, рассказала директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова. Если в марте 2020 года, в начале эпидемии в России, 64 % россиян были уверены,  что ситуация разрешится, то к середине лета оптимизм постепенно уменьшался. Так, к июлю всего 44 % россиян ожидают улучшения ситуации. При этом каждый пятый россиянин ожидает осложнения ситуации (20 %), в то время как практически та же доля говорит об отсутствии изменений в ближайшее время (23 %).  

«Тревога и неопределенность — эти настроения характерны не только для тех, кто уже отмечает возникшие сложности и ухудшение условий жизни, но и для тех, кто напрямую не столкнулся с негативными изменениями, — прокомментировала результаты исследования Лора Накорякова. — На сегодня 75 % россиян обеспокоены риском роста цен и существенным подорожанием жизни, почти каждый второй обеспокоен риском недоступности медицины, более трети волнуются об обесценивании своих накоплений». 

При этом оптимизм в Москве и городах-миллионниках ниже, чем в среднем по России.

«На настроение влияет множество факторов. Один из них — это ситуация и условия в месте проживания. Например, мы видим, что в Москве и городах-миллионниках оптимизм ниже, и прежде всего это связано как с текущей статистикой заболевания (выше, чем в среднем), так и с большей чувствительностью к такому риск-фактору, как "страх заразиться"», — объяснила Полит.ру Лора Накорякова.  

По ее словам, в городах-миллионниках более сложное положение дел с точки зрения экономических последствий (число граждан, отмечающих ухудшение качества жизни: снижение платежеспособности, отсутствие накоплений, возникновение материальных трудностей, отмена ожидаемых планов (например, поездки). Это и становится главной причиной более пессимистичного взгляда на будущее.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.