3 июня 2024, понедельник, 10:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Средневековый перевод

Очередь
Очередь
/ АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Системы денежных переводов Western Union, Contact и «Близко» приостановили переводы в Таджикистан после того, как в стране запустили Национальный процессинговый центр. По мнению экспертов, если возможности отправлять деньги в ближайшее время не будет, мигранты начнут искать «другие, не всегда легальные пути» это сделать: возить наличные или обращаться в фирмы, имеющие филиалы и в Москве, и в Душанбе.

Пока что операции продолжат проводить «Юнистрим», MoneyGram и «Золотая корона», но не все гарантируют получение средств. 3 декабря в Таджикистане начал работать Национальный процессинговый центр (НПЦ). Он предполагает, что системы переводов должны проводить операции без открытия счета (позволяют получать деньги в отделениях связи, а не на карту или электронный кошелек). О том, что не все успели подключиться к НПЦ, что поставило международные переводы под угрозу, писал «КоммерсантЪ».

 
Интерактивный экран в Банке России / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

После публикации НБТ выпустил заявление о том, что три основные российские платежные системы уже подключены к национальному процессинговому центру, поэтому никаких проблем с новой системой быть не должно. В заявлении фигурировали и Western Union, и Contact. Таджикский регулятор утверждал, что они «уже подписали соответствующие соглашения и подключились к национальному процессинговому центру».

«НПЦ как системная платформа представляет собой ряд аппаратных и программно-технических средств, созданных для обеспечения расчетов по трансграничным денежным переводам без открытия счета через корреспондентские счета участников (кредитные организации и платежные системы), открытых в Национальном банке Таджикистана», — говорится в публикации НБТ.

В регуляторе считают, что создание процессингового центра предоставляет новые возможности для развития рынка денежных переводов, способствующих повышению уровня доверия населения к банковской системе республики, улучшению качества обслуживания пользователей услуг платежных систем, а также предоставление возможности мониторинга операций по трансграничным денежным переводам.

 
Банковсие терминалы / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Основным изменением в области денежных переводов является то, что организации, которые занимаются денежными переводами, должны выполнить несколько условий для того, чтобы работать на рынке в Таджикистане: стать участниками национальной системы переводов, открыть счета в Национальном банке и перевести туда деньги. Только лишь в случае наличия денег на счету этой платежной системы в Таджикистане перевод будет выдан получателям, в противном случае - родные, например, мигранта, денег не получат.

За 2018 год объем денежных переводов без открытия счета составил, по данным ЦБ, $2,55 миллиарда, за первый квартал 2019 года — $462 миллионов. По данным издания, никто из платежных систем, обеспечивающих 90% переводов из РФ в Таджикистан, подключение не завершил, а Нацбанк Таджикистана (НБТ) отказался дать отсрочку. 25 ноября в Банке России прошло совещание с участием представителей НБТ, MoneyGram, Contact, «Вестерн Юнион» и «Золотой короны». Для прояснения «технических и регуляторных нюансов» участники встречи просили перенести срок подключения к системе на полгода, но добиться этого так и не смогли.

В Western Union заявили, что приостановили переводы на время, пока компания завершает работу над изменением организации процессинга. В Contact и «Близко» на запросы не ответили. В MoneyGram заявили, что узнать об отказе можно только непосредственно при совершении перевода. В «Юнистрим» сообщили, что ограничения вводятся только в отношении выдачи средств в нацвалюте Таджикистана, но не выдачи в рублях, долларах или евро. В «Золотой короне» заверили, что не будут приостанавливать переводы, но предупредили о возможном отказе в выдаче непосредственно на территории Таджикистана.

 
Банкноты / pixabay.com

«С понедельника мы уже работаем с платежной системой "Юнистрим", подключившейся к Национальному процессинговому центру, со вторника начнут работать системы Western Union и "Контакт"», — заявила руководитель пресс-службы НБТ Мавджуда Хасанова, напомнив, что о создании процессингового центра всем руководителям платежных систем, работающим в РФ, было сообщено еще в апреле текущего года. На сайте Национального банка в списке платежных систем, имеющих право осуществлять денежные переводы на территории Таджикистана., также указана только «Юнистрим».

По предположению главы адаптационного центра «Миграция и закон» Гавхар Джураевой, если возможности отправлять деньги не будет, мигранты начнут искать «другие, не всегда легальные пути - начнут возить наличность или обращаться за такой услугой в фирмы, имеющие филиалы и в Москве, и в Душанбе». Правозащитница напомнила, что в Средней Азии еще со средневековых времен действуют системы перевода денег, которые существуют до сих пор. «В частности, киргизы недавно создали аналогичную систему - как правозащитник я, конечно, не одобряю деятельность нелегальных систем, все должно быть цивилизовано и прозрачно, но я знаю, что в критические моменты все эти системы оживают и оказываются востребованы», — отметила она.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.