Счетная палата заявила о выводе в офшоры денег на господдержку кино. По итогам проверки деятельности Минкульта и Фонда кино с 2017 года по сентябрь 2019 года, больше половины от сметной стоимости российских фильмов были направлены либо в зарегистрированные на Кипре компании, либо в российские организации со штатом от одного до девяти сотрудников.
Отчет был опубликован на сайте аудиторов. «Проверка Счетной палаты показала, что в структуре государственной поддержки наибольшую долю составляют расходы на производство национальных фильмов — 17,918 миллиарда рублей (78,6%)», — говорится в материалах ведомства. В СП обнаружили, что выделенные деньги никто не контролирует: получатели субсидий перечисляют бюджетные деньги на счета кинокомпаний, не обязанных предоставлять отчет. Рассмотрев пять реестров первичных оправдательных документов, проверяющие установили, что 60% от сметной стоимости кинокартин направляются либо в зарегистрированную на Кипре организацию, либо в российские компании с небольшим штатом, обычно выступают подрядчиками в производстве картин. «Кинокомпания «СТВ» приложила к заявке на дополнительное финансирование производства полнометражного фильма «Конек‑Горбунок» отчёт о расходовании средств, согласно которому из 531,4 млн руб. общих затрат 287,2 млн руб. были переведены компании «Глобус‑Фильм», в штате которой числятся лишь два человека, а основные средства на балансе отсутствуют.
Вопросы у проверяющих вызвала и работа экспертных советов, объективность их решений, критерии, по которым оцениваются заявки, а также дальнейшее использование выделенных средств. Вся процедура отбора проектов и выдачи субсидий требует корректировки, заключила Счетная палата. Они обратили внимание на то, что «Союзмультфильм», который в совете представляли предправления Юлиана Слащева, продюсер Николай Маковский и шеф-редактор Сергей Капков, в 2016-2018 годах получил от Минкульта 37 субсидий на 230 миллионов рублей. При выделении субсидий не учитываются успешность в прокате и рейтинги во время телепоказов предыдущих работ заявителя. При этом ни Минкульт, ни Фонд кино не хранят результаты всех голосований по заявителям: «Выставление оценок происходит во время заседаний, индивидуально в устной форме, по телефону». До недавнего времени они также не озвучивали сумму субсидий кинопроизводителям
Сам Фонд кино в 2017–2018 годы направил требования об оплате штрафов за невыполнение обязательств по производству фильмов по 35 контрактам. Сумма штрафных санкций с учётом процентов за пользование денежными средствами составила 29 млн рублей, из которых удалось взыскать 21 млн рублей.
В отчете также говорится, что показатель доли сборов российских картин на домашнем кинорынке может не достигнуть к 2030 году запланированых 30%. Ранее Фонд кино раскрыл данные о результатах государственной поддержки кинематографа в период с 2010 по 2015 годы, согласно которым в прокате не окупается каждая третья картина, получившая такую поддержку. Одними из самых провальных кинопроектов стали фильмы «Семь пар нечистых», «Крымский мост. Сделано с любовью», «Контрибуция», «Он — дракон» и анимационная картина «Баба Яга». Всего Фонд кино выложил в публичный доступ данные о 322 проектах.