3 июня 2024, понедельник, 05:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 августа 2019, 12:04

Искусство запарафинивать мозги

Химическая лаборатория
Химическая лаборатория
/ pixabay.com

Чистка ёмкостей для транспортировки нефти – трудоёмкое занятие, требующее применения специальных химических соединений для устранения, в том числе, смолисто-парафиновых фракций, обладающих повышенной вязкостью, содержание которых в нефти в некоторых случаях может доходить до 25 – 50% от общей её массы. Так вот, чтобы снизить вязкость нефти и облегчить ее извлечение, транспортировку и переработку применяются специальные нефтепромышленные реагенты - специально разработанные композиции, в том числе, содержащие хлорорганические соединения.

Попытаемся, в этой связи, «растворить» некоторую «вязкость» в понимании ситуации с загрязнёнными трубопроводами, о которой мы периодически пишем.

Не секрет, что нефть, поступающая от различных компаний, поступает в систему «Транснефти» не сразу, перекачиваясь в буферные емкости-хранилища перекачивающих станций. Причём каждая станция оснащена специальным пунктом измерения и контроля качества нефти, по результатам исследования которого выдается паспорт качества нефти – так называемый протокол испытаний. Кстати, эта услуга включена в стандартный договор на транспортировку нефти госкомпанией.

В сливной трубе каждого хранилища, помимо этого, установлен промышленный автоматический анализатор качества нефти, а также другие контролирующие приборы и в случае превышения допустимых концентраций реагентов и по сигналу анализатора слив нефти автоматически перекрываться. Таких станций на трубопроводе «Дружба» по пути в Европу установлено 24 – только на территории России. Однако известное нам превышение допустимой концентрации впервые было обнаружено только на предприятии «Белнефтехима» - Мозырском НПЗ, удаленном от ст. Лопатино на расстояние 1792 км. И это первый вопрос.

«Транснефть», как уполномоченный оператор трубопроводной системы, смешивает между собой потоки нефти разного качества и создаёт смесь, которая должна удовлетворить конечного покупателя: операция распределена по всему маршруту транспортировки сырья. Сложная система согласования, смешивания и контроля качества целиком и полностью осуществляется сотрудниками компании.

Так, помимо нефти, поставляемой через узел «Нефтеперевалки», куда сырье транспортируется в цистернах, в хранилище станции «Лопатино» поступает нефть аж по трем нефтепроводам: «Альметьевск — Куйбышев-1», «Альметьевск — Куйбышев-2» и «Самара-Лопатино-Унеча» и так далее: сложная и протяжённая система перекачек.

Так вот для того, чтобы марки Urals, прокачиваемой по «Дружбе», после нехитрых арифметических вычислений с учётом объёма потока, диаметра трубы, скорости передвижения и т.п., нефть от Самары до Польши должна дойти примерно за 12-15 суток, при этом, конец загрязненного потока объёмом 5 млн тонн оказался в сливном узле на станции «Лопатино» в то время как его начало вышло за западные границы Белоруссии, и оказалось в Польше и Германии, где пострадали по два НПЗ.

И это второй вопрос, так как протяжённость загрязнённого потока исключала одномоментный вброс (то есть диверсию) или получается (страшно подумать) зафиксировала отсутствие контроля качества на довольно длительном участке «трубы», что невозможно усилиями отдельной группы злоумышленников.

В апреле 2019 года глава «Транснефти» Николай Токарев докладывал президенту Путину, что причиной загрязнения нефтепровода «Дружба» некондиционной нефтью стал «умышленный слив нефти, которая не прошла товарную подготовку» через узел слива, принадлежащий компании «Нефтеперевалка».

Однако оценка технических характеристик позволяет определить, что для накопления в резервуарах «Лопатино» и прокачки 5 млн тонн нефти при ежедневной поставке «Нефтеперевалкой» через этот узел 2800 тонн/сутки, понадобилось бы 5 лет, а загрязнить заявленный объем нефти только через узел слива, принадлежащий «Нефтеперевалки», по-моему, с учётом расчётов, физически невозможно.

Получается, что «грязная нефть» сливалась в трубу на протяжении длительного времени и на протяжённом маршруте. Это, конечно, только предположение и выводы должна делать специальная комиссия, но арифметика и логика подсказывает нам, что кто-то хочет выдать желаемое за действительное, и это унизительно с точки зрения здравомыслия.

По сообщению того же «Гомельтранснефть Дружба», загрязненная нефть шла по трубе сплошным потоком, длина которого, согласно расчетам, могла составлять более 3000 км. Странно то, что ни на одной из 15 станций, расположенных по ходу движения этой «нефтяной пробки», не сработали автоматические анализаторы качества нефти, призванные перекрывать транспорт нефти в случае ее несоответствия параметрам ГОСТ.

Создается впечатление, что либо руководство «Транснефти» далеко от понимания технологических процессов и организации работ во вверенной ему стратегически значимой отрасли, либо, по непонятным причинам, утаивает правду.

Следователи могли бы просто заглянуть в журналы диспетчерских служб станций «Самара» и «Лопатино» и узнать, какие проводились там переключения в технологических схемах в первой половине апреля этого года, какого качества и откуда поступала туда нефть и какого качества и куда перекачивалась дальше?

Вызывает удивление, и это – третий вопрос, что сейчас происходит фактическое блокирование инициатив нефтяных компаний по созданию системы независимой оценки качества нефти с учётом особенностей рассматриваемого инцидента и его влияния на репутацию страны - поставщика.

Тем временем «Транснефть» направила в правительство РФ предложения, которые предусматривают получение ею в операционное управление пунктов сдачи и приема нефти в трубопроводную систему.

На сегодняшний день из 237 узлов компании принадлежат только 85, остальные 152 — различным нефтяным компаниям и другим структурам, которым теперь предлагается заключить с договоры со структурами «Транснефти» об оказании операторских услуг и передаче в пользование этих пунктов «в целях централизованного обслуживания и эксплуатации» этих объектов.

Получается, что «Транснефть» фактически желает чуть ли не монополизировать функцию контроля качества, окончательно «вычеркнув» из этого процесса не только нефтяные компании, но и независимых оценщиков?

Что это? Страх перед грядущими претензиями покупателей и оценкой со стороны отраслевых экспертов? А может быть это какой-то новый вид бизнеса? Сколько там стоит временное отключение приборов учёта, как выясняли следователи?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.