3 июня 2024, понедельник, 04:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 мая 2019, 14:32

«Маленький принц» (реж. Ольга Привольнова)

Ольга Привольнова
Ольга Привольнова

В маленькой деревне живет многодетная семья, отец Олег Павлов экранизирует «Маленького принца» Экзюпери. В ролях режиссер и его дети. Два года съемок и фильм готов, журналисты со всех концов страны ездили тогда смотреть на феномен чудесной творческой дружной семьи. Но в числе прочих в гости приезжает режиссер Ольга Привольнова с документальной камерой и видит совсем другое кино.

Как ты эту историю нашла?

Я только окончила Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова и тут Марина Александровна (Разбежкина) сообщила что в журнале «Русский репортер» готовится статья о том, что в чудо-деревне есть чудо-дети и чудо-отец, который зачем-то экранизирует Маленького принца (авт. А. Экзюпери) вместо того, чтоб драться да выпивать, как, типа, положено в деревне. «Надо с этими чудесами что-то делать. Езжай, разбирайся», — говорит мне тогда Марина Александровна. И поехала я с огромным чемоданом теплых вещей и техники в страшнючий мороз в этот поселок Батуринский разрез Еманжелинского района Челябинской области. Там всего две улицы. Когда-то были шахты угольные. Накануне написала главному герою Олегу, о котором и была статья в РР.

Герой легко согласился, наверное, хотел фильм о себе, а жену он, по-моему, особо не посвящал в детали, ну, приедет, вроде, журналистка какая-то. Но когда я явилась на порог, стало очевидно, что жена Лена не понимает сути происходящего, и думает, что я приехала на денек. И по ее глазам я поняла — она точно не рассчитывает, что буду с ночевкой и даже не с одной ночевкой (съемки фильма длились 14 дней, все это время режиссер жила в доме у героев). И герой к моему приезду сбежал, следующие три дня его не было. Он так частенько делал потом и в кадре, избегал ответственности. И тогда я поняла, что вляпалась и что это чудо чудное будет раскрываться в никому не известном свете. Так и оказалось.

Вообще-то это провальные стартовые позиции, мне кажется. Героя нет, ты в Челябе, зима, и семья героя не очень тебе рада, и, кстати я их понимаю. Незнакомая тетька с камерой сидит на голове в и без того тесном доме. Как ты с ними в контакт вошла?

Какой был церемониал?

Ну да, ты сказала, у вас тут 8 кроватей давайте еще девятую придумаем и я с вами поживу и снимать еще вас буду?

Если бы, у них вообще не особо-то с кроватями, я спала на детской кроватке в сенях. А ноги лежали на коробках из-под обуви. И я тогда поняла что это кровать героя, на случай когда он приходил нетрезвым. И тогда же я выяснила, что они развелись на тот момент месяц как. И это был длинный процесс, тяжелый для всех, но вопрос решенный. В общем я приехала снимать чудо-семью в которой месяц назад случился развод.

Ну я и сама не понимала на сколько я и как все будет. Никто не понимал. К ним приперся человек, который будет стеснять их во всем, снимать с утра до вечера: как спят, едят, зубы чистят, за водой с санками на соседнюю улицу ходят. Причем дети, потому что папа всегда о высоком думает: о маленьком принце, о стихах, новый сборник свой готовит. Он председатель Союза писателей Челябинской области был. В общем возить воду с соседней улицы это не про него. Но там такая буддистская мама, нам надо поговорить потом о ней, вообще все принимающая. Короче, мы стали обсуждать где мне снять гостиницу и выяснилось, что ближайший город в часе езды. И она сказала: «Оставайтесь пока у нас, на эту ночь». И я осталась на полмесяца.

Как ты с ними знакомилась? Это же не самая простая семья, ну простых семей не бывает, но тут явный конфликт.

Ну там четверо детей, мелкий Леха, который собственно и играет Маленького принца. Вроде бы не имел права голоса, второй Тима, он сразу сказал, что сниматься не будет, все время избегал камеру, хлопал дверью и выходил. Было понятно, что если Тим в кадре это совсем нагло с моей стороны не убирать камеру. Если он сидел ел, а я приходила с камерой, то он выходил из-за стола. Но сейчас он добавил меня в друзья, поступил в Челябинске на кинофакультет, попросил у меня ссылку на фильм и сказал, что когда приедет в Москву хочет встретится, чтобы я может исходники ему какие-то дала. Потому что он сейчас учится снимать игровое кино. С матерью, Еленой, получилось так: у нее нет подруг и когда появился человек, готовый ее слушать, она стала откровенничать, про развод рассказала, и что ей сложно, нельзя сказать что она его не любит, она не формулировала это как любовь, но по разговорам я поняла, что у нее есть к нему чувства, и если бы он не «был таким дураком, не думал только о себе», это ее слова, я так не считаю. Ей кажется, что он закапывает все что она пестует, дети, семья, ей хочется чтобы они были вместе, да, собственно, и он, вроде, хочет, но не так как она, по-своему. А в этом же и драма вечная. Никто не говнюк, но всем сложно. Он говорит: «Вот я же кино снимаю, мы одна семья. Детей вовлекаю, скрепляю на таком уровне, мы в одном фильме играем». Хотя, на самом деле, оказалось, что дети сбегали со съемок, не хотели прямо сниматься, Тим на чердаке прятался. Это было исполнение детской мечты отца, исключительно его личная история. Собственно, ничего плохого, но ничего общего с объединением семьи и общей радостью от процесса, конечно, в этом не было.

А вот эти монологи в фильме они откуда? Ты вопросы задавала или они сами говорили?

Мы много разговаривали, и без камеры, очень много мощных разговоров осталось мимо кадра, это не то что я подогрела ее до состояния, потом поставила камеру и задала три генеральных вопроса. Нет. Я тогда тоже была в похожем периоде, я пришла учиться к Разбежкиной сразу же после того как мы с мужем развелись. И мы с ней еще по состоянию совпали. Нам было что обсудить. Ну и ее давно никто не слушал. На детей она свои переживания не вешает, и у нее точно нет ни одной подруги и с родственниками нет контакта.

Мы на равных говорили, я тоже мать, тоже женщина... А как она с детьми себя ведет! Там все время всплывали темы:

— Леха, сложи рюкзак. Завтра утром опять будем опаздывать.
— Та не, мам, щас не охота!
— Ладно, завтра вместе сложим.

— Дети, сгоняйте за картошкой, че у нас оливье будет без картошки?!
—Та не, мам, уже вечер, холодно, щас Ленка (соседка) прийдет.
— Ну ладно, будет оливье без картохи.

И во мне отозвалось такое ее отношение. У меня к себе много вопросов как к матери, и вот это ее поведение стало вершиной буддизма, материнства крутого. Ее отношение к детям: пусть они будут какими хотят, она их просто поддержит в этом. Как будто она все поняла про эту жизнь.

Меня поразил фильм историей про взрослых детей и инфантильных родителей.

Нет, Лена точно не инфантильная. Она для меня ядро абсолютной мудрости. Она участвует в жизни детей на сто процентов. Учит с ними уроки, играет в карты, она находится с ними рядом когда им надо, а не ей. Они все время виснут у нее на руках и мелкие и взрослые. Но инфантилизма я в родителях не увидела. У Олега может быть, но я не считаю это чем то выпирающим, чтобы уделять этому внимание в кино. А Елена просто все принимающая.

Там есть момент, где герой посвятил Елене стихотворение. Я смотрю и думаю, даже со злостью, посвяти ей дом и стиральную машину. У нее четверо детей, в деревне, это большая нагрузка, зачем она его еще на себе тянет?

Почему тянет, не тянет, наверное, ей было бы легче, если бы он ее не мучил. Ну ты же сама понимаешь как это, мучительно больно с человеком, но тяжелее, когда его нет рядом. Не знаю. Когда невыносимо, с одной стороны, а с другой, они всю жизнь вместе. Им даже не друг с другом плохо, хотя и это тоже, но там и каждому по отдельности с самим собой не просто. Жизнь мамы с детства — одна сплошная драма, у Олега тоже хватает историй, чтоб не только убегать от отцовских обязанностей, но и вообще бежать куда глаза глядят. Ты же понимаешь, что весь этот развод, семейные отношения только верхушка, не про это ж кино.

Мне вообще показалось, что этот Олег ко всем в семье относится как к функциям. Оля в больницу попала? Так это она работать не сможет, и завтра не сможет? А кто будет работать?

Не знаю. Для меня он любящий отец в том разговоре, где он монтирует видео для Лешки, в подарок на день рождения. Он не спал до пяти утра, находил его детское видео, где тот был совсем мелким и озвучивал какие-то мультики. Олег по другому не умеет, проявлять свою любовь, он искренне говорит: «Разве я их не люблю?» У него слезы наворачиваются, он искренне считает, что круто собрать их в этом фильме, что это будет память для каждого из них. Вот мама умеет собрать их всех на коленках. Они любят все вместе лежать на диване и им хорошо. А он не знает что это такое. Ну я не думаю, что это означает, что он их использует как функцию. Я увидела в нем человека который вообще не понимает в чем к нему претензии. Он тупо не умеет, просто нет у него соответствующего отсека в сердце. Я знаю таких людей, и мне понятно, они не гавнюки, просто не понимают как по другому. Мне Олег близок.

А она его любит?

Да

А почему развелась?

Вообще я думаю, что развод это ее ответ на все обиды которые он ей причиняет. Опять же, как ей кажется, причиняет. Она была уверена он никуда не уйдет, а она не будет настаивать. Оба знают, что никто никуда не денется. Они до сих пор вместе живут. Мы недавно с ним списывались и я передавала привет Лене.

А на что они живут?

Пенсии, плюс спектакли дают. У Лены нет пенсии по инвалидности потому что она хотела взять еще пятого ребенка из детдома. А если бы она оформила эту пенсию ей бы его точно не дали. А у нее вообще-то ноги нет. Протез. Поэтому она и не ходит никуда, на родительские собрания в школу. Даже больше не потому что сама стесняется, а потому что не хочет чтобы дети стеснялись. Оля, старшая дочь, работала почтальоном, Вероника ездила на гастроли с театром кукол, они довольно частые, раза четыре в месяц. У Олега есть какая-то зарплата в Союзе писателей, но он много пропивает, иногда вообще ничего не приносит. Ну я пока там жила сама старалась продукты покупать, и так, чтобы в кадр это потом не лезло, винограды и грейпфруты. Купила набор кастрюль, снимаю и вижу большую синюю кастрюлю новую и понимаю что все испортила кадр, не про них эта кастрюля. Елена еще молодых козлят продает, козье молоко.

А зачем макароны жарить?

Клянусь, в моей семье в деревне Родниковская Краснодарского края все время так готовили макароны. Все на показах, всегда спрашивают про эти макароны. Я даже сыну пару раз готовила. Это реально очень вкусно. Я этот кадр поставила потому что он для меня родной.

А сложно две недели жить в чужой семье без перерыва и еще и работать?

Мне с ними очень хорошо было. Мы на старый новый год валялись на одном матрасе, вспоминали прошлый год, разумеется с камерой, понятно что это не вошло. И не важно что войдет потом. На съемках всегда на следующий кадр влияет то, что ты снимаешь в предыдущем. Ты лежишь с этой семьей на диване в Челябинске и понимаешь, что ты здесь вообще не лишний человек. Они вспоминали прошлый год, переругались, потом помирились, потом ржали. И мы так валялись и я помню что я для этого ехала. Чтобы почувствовать, как связь вырастает между человеком и человеком. Ехала, чтобы быть частью незнакомой мне до этого семьи. И они ушли спать, а я стою, рыдаю под этими челябинскими звездами мороз -29, мерзнут слезы к роже, и я рыдаю от того что это возможно. И поэтому тебя не берет усталость. Это кайф ради которого мы все в док и премся. Камера в руках дает возможность подойти к человеку который нравится. Без камеры стремно подойти, а с камерой легко. Я подхожу и говорю, можно я побуду рядом с вами с камерой и начинаю снимать, потом оказываешься в этой Челябинской области, потом ты лежишь с ними на диване, потом рыдаешь под звездами. Я знаю этот фокус, как камера может соединять людей.

Сколько материала было?

Ну в общей сложности в день получалось часов 15. Нужно было спать, есть еще, и без камеры как то время проводить. Часов 150-200. И смонтировать получилось быстро. За лето, не полное лето, потому что Минкульт поджимал.

А на показах что тебя больше всего поразило или запомнилось из разговоров со зрителями живьем?

Я помню был классный показ в Лиссабоне. Я почему-то там решила сказать речь перед просмотром. Хотя фигли говорить. Наснимала и показывай, а потом говори. Ну мне показалось, что эти португальцы такие красивые счастливые загорелые вкусные, ну куда им такое кино смотреть. И сейчас весь наш разговор, ради которого я приперлась, сольется к тому как герои живут в этой разрухе, как сложно, жизнь такая убогая. Я вышла и сказала: «Извините так обычно не делают, но если у вас получится погрузиться глубже в фильм чем этот верхний слой быта, то мне бы так хотелось поговорить о чем то кроме того как сложно живется в России в такой деревульке». А потом закончилось кино, и мне эти красивые, поджарые, ухоженные зрители говорят: «Да вы что такое говорили перед показом. У меня один в один такой отец был. Думал что делает для нас как лучше, а сам всю жизнь нам загубил, молодость матери, а изображал борца за благое дело». Олега много обсуждают. В контексте того, что он подминает под свои интересы семью. Ну и спасибо говорят за то, что герой неоднозначный.

Помнишь он говорит: «Ну разве я их не люблю? Я просто не знаю что делать».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.