3 июня 2024, понедельник, 08:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Тайные слияния

А. Силуанов и Э. Набиуллина
А. Силуанов и Э. Набиуллина
/ АГН "Москва" / фото: Терещенко Михаил

Министерство финансов предлагает разрешить Центробанку не публиковать информацию о реорганизации, если сам банк или его руководство находится под иностранными санкциями. Цель инициативы — избежать вторичных ограничений. Возможно, в дальнейшем аналогичные рекомендации получат и сами банки.

Соответствующий проект опубликован на сайте ведомства и вынесен на обсуждение. Потенциально он затрагивает 870 кредитных организаций, зарегистрированных в России на конец апреля, отмечается в справочных документах. По действующим нормам банки должны уведомить регулятор о реорганизации в течение трех рабочих дней с момента решения, а ЦБ должен опубликовать это уведомление в течение еще суток у себя на сайте. Реорганизацией считаются: слияние, поглощение, разделение, выделение и преобразование.

 
Офис банка  / Фото: Ведяшкин Сергей / АГН "Москва

Но даже если ЦБ освободят от этой обязанности, сам банк по закону должен в течение месяца опубликовать информацию о слиянии, присоединении и преобразовании на собственном сайте и поставить в известность кредиторов. Есть еще два пути: уведомление кредиторов по почте с одновременной публикацией в «Вестнике государственной регистрации» либо двумя публикациями — в «Вестнике» и в региональном издании по месту работы филиала банка.

С декабря 2018 года правительство уже вправе определять случаи, когда публикация уведомлений не осуществляется. Именно на этом основании Минфин  и предлагает не публиковать и данные о слиянии банков, если один из них находится под санкциями. В обосновании проекта постановления указано, что зарубежные санкции могут привести к убыткам для российских физических и юридических лиц и цель предложенной меры — снизить этот негативный эффект.

В начале апреля 2019-го утвержден также перечень сведений из 18 пунктов, которые российские компании и банки смогут засекретить, чтобы снизить ущерб от санкционного давления. Это связано с угрозой «вторичных санкций»: с момента принятия в 2017 году американского закона CAATSA компании из третьих стран, сотрудничающие с лицами под санкциями, сами могут попасть под американские ограничения.

 
Работа биржи / pixabay.com

Но снижение прозрачности поднимает риски для их партнеров и инвесторов. «Ключевым понятием здесь является реорганизация кредитной организации, то есть ее объединение с другой кредитной организацией либо дробление или смена юридической формы и перерегистрация в качестве нового юрлица. Во всех этих случаях контрагенты и, соответственно, бенефициары проводимой реорганизации (новые акционеры или соакционеры) могут рассматриваться как лица, проводящие существенные транзакции (significant transactions) с находящимися в санкционных списках людьми или структурами», — отмечает в беседе с РБК директор французского подразделения британской консалтинговой фирмы Aperio Intelligence Джордж Волошин.

По мнению партнера адвокатского бюро А2 Михаила Александрова, избавлять от обязательной публикации данных только Центробанк нет смыла, поэтому в дальнейшем можно ждать аналогичных рекомендаций и в отношении самих банков.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.