3 июня 2024, понедельник, 05:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Страна Лимония», или Особенности межгосударственной статистики

ЗОЖ. Фрукты
ЗОЖ. Фрукты

Американский Forbes нашел критерий, в один миг увеличивший количество богатых россиян на несколько порядков — лимоны. Речь не о сленге, в котором данным словом обозначается миллион рублей, а о кислых цитрусовых, которые в России и Юго-Восточной Азии стали символом престижа и роскоши — так кажется автору пресловутой статьи в Forbes.

Статью под названием «Хотите найти богатого россиянина? Ищите лимоны» (Want To Find A Rich Person In Russia? Look For The Lemons) написала Лиззи Сакс (Lizzy Saxe). Правда, умозаключения относительно лимонов для богатых не следует относить исключительно на ее счет — в основу статьи легла беседа журналистки с Гарольдом Эдвардсом (Harold Edwards) из калифорнийской компании Limoneira, которая с 1893 года выращивает цитрусовые и другие фрукты на экспорт.

Именно Эдвардс раскрыл Сакс глаза на «неожиданную тенденцию», которую он выявил, отслеживая покупательские привычки в разных странах: «Limoneira обнаружила, что лимоны являются замечательным показателем восхождения по лестнице социально-экономической иерархии».

Сразу оговорим: представитель компании воздержался от описания статистических инструментов, которые использовались при данном анализе — либо автор статьи решила не включать их в свою работу.

Поэтому сложно сказать, что именно привело Эдвардса к мысли, что «богатым русским очень нравится включать лимоны в число элементов своего образа жизни. Это служит показателем того, что у них есть средства, чтобы позволить себе их покупать».

Лиззи Сакс попыталась нащупать логическую цепочку: в России холодно — лимоны не растут — приходится покупать далеко — итоговая цена высока. Странно, правда, что перед публикацией журналистка не удосужилась узнать, о каких цифрах все же идет речь.

Понятно, что от региона к региону, от магазина к магазину цены разнятся, однако если верить популярному мобильному приложению по акциям и скидкам в магазине, в столичном регионе в нескольких продуктовых сетях можно купить килограмм лимонов за 80-85 рублей. Если же судить по подаче статьи, лимоны для россиян — все равно что трюфели для прогрессивного человечества.

Тут бы впору подсчитать, что даже на 15 тысяч рублей в месяц, которые получает каждый пятый работающий россиянин, лимонов можно наесться до рези в желудке, а затем порассуждать об искаженном представлении Запада о жизни в России, вражеской пропаганде и прочих fake news.

Однако после публикации о лимонах как символе роскоши в России вспоминаются почему-то не богатые, а бедные — 19,3 млн россиян, доход которых ниже прожиточного минимума, и они не перестанут быть бедными лишь потому, что вполне могут позволить себе выпить чаю с лимоном.

А если учесть особенности национальной статистики — игнорирование ряда категорий населения при расчете числа бедных — показатель может оказаться еще страшнее. Во всяком случае, в Министерстве труда и соцразвития заявили, что Росстат в 2020 году модернизирует методику расчетов, а эксперты пообещали, что это повысит общий показатель бедности в России.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вслед за этим предложил создать социальный портрет граждан, проживающих за чертой бедности — тогда, мол, государственная помощь станет адресной: одним — образование, другим — преимущества на рынке труда.

Лишь бы не ограничились раздачей лимонов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.