3 июня 2024, понедельник, 06:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Школа и новая грамотность

Роден. Мыслитель. Копия скульптуры
Роден. Мыслитель. Копия скульптуры

Первую часть публикации читайте здесь.

Школа должна давать ученикам универсальные виды грамотности, считает профессор Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, рецензент проекта, посвященного исследованию задач современного школьного образования «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». 

В исследовании, которое провели эксперты Института образования НИУ ВШЭ совместно с благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», подчеркивается, что школы должны учить детей мыслить, взаимодействовать с другими и с самим собой. Как полагает Болотов, школа также должна преподать детям несколько видов базовой грамотности, включая финансовую и гражданскую, пишет газета «Коммерсантъ». 

О том, какие задачи стоят перед современной школой для того, чтобы дети в дальнейшем могли успешно учиться и, когда вырастут, работать, с «Полит.ру» поговорил поговорил профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров. 

 
Даниил Александров

«Если говорить о докладе моих коллег из Института образования НИУ ВШЭ, то ими была сделана важная аналитика, в частности, современным языком изложены важные мысли и общие концепции. Например, нужно, чтобы дети умели работать с информацией, которая к ним поступает, и применять ее. Это совершенно верно, и эту мысль нужно повторять и повторять. Задача школы состоит не только в формировании знаний и воспитании дисциплины, но в обучении того, как знания применять и использовать в жизни.

К примеру, школьники проходят большие курсы биологии, физиологии, анатомии, а потом не имеют ни малейшего представления о том, как работает репродуктивная сфера человека, какие существуют болезни, что такое эпидемиология и как чем можно заразиться – это очень плохо, можно сказать, просто катастрофично. Ведь у нас в российской системе образования получается так, что в одной части коллективной «головы» есть знания по биологии, а в другой – практической части – какие-то совершенно мифологические представления о распространении болезней или возможности забеременеть. Это очень показательный и важный пример: получается, что курс анатомии и физиологии в школе не работает.

 
Лазер. Физический опыт / pixabay.com

В этом смысле для большинства населения курс физики, может, и не должен работать – потому что большинство людей мало сталкивается с физикой на практике. В моем детстве один великий физик в ответ на мой вопрос, как помыслить электроны в проводах, говорил, что в обыденной жизни достаточно думать, что электричество течет по проводам, как вода. Ну, еще полезно помнить о напряжении и силе тока.  Но для того, чтобы правильно пользоваться электроприборами в доме, современная физика, в общем, не нужна. А вот понимать, как вести себя в окружающем мире с точки зрения здоровья и своего тела в целом, актуально для каждого, и тут современная биология полезна.

У нас в стране с повседневными знания о теле и болезнях вправду плохо, и этот дефицит нужно как-то преодолевать. Идея, что школа должна развивать компетенции и их связь с практикой, абсолютно правильна. В упомянутом докладе есть исследование с опросом родителей и детей, и там показано, что родители относятся к школе очень поверхностно и инструментально: мол, пусть дадут знания – и хорошо. Эту установку на освоение знаний без их применения надо преодолевать. В этом плане то, что делают мои коллеги с помощью своего доклада, без сомнения, важный вклад в современную дискуссию об образовании.

 
Игра в шахматы / pixabay.com

Я хотел бы сделать еще дополнение к уже сказанному. Мы не должны переоценивать роль универсальных компетенций по сравнению с теми компетенциями, которые возникают при освоении отдельных областей знания. Как было показано в современной науке об обучении, множество наших навыков обладает тем, что в науке называется «домен-специфичностью». То есть если человек натренирован решать задачи в одной области, это совершенно не значит, что он способен с такой же эффективностью решать задачи в другой.

Народная мудрость гласит: «На каждого мудреца довольно простоты». Так и на каждого специалиста, наловчившегося что-то делать в узкой сфере, приходится много «простоты» в других сферах. Классический пример – знаменитое исследование компетенций авиадиспетчеров. Авиадиспетчеры обладают фантастической способностью селектировать сигналы в шуме. Они все сидят в одном помещении, и там все время стоит гомон. И они умеют концентрироваться на своей задаче и извлекать эту информацию, поддерживать контакт со «своим» самолетом, несмотря на шум вокруг.

 
Аэропорт. Диспетчерская вышка / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Однако, если сложные задачи того же рода давать совсем из другой сферы, то авиадиспетчеры справляются с ними не лучше других людей. Этот поразительный результат показывает, что, если человек натренирован к определенного рода деятельности, он не всегда может перенести эти свои навыки в другую сферу. То есть, в каком-то смысле, мы вообще не можем формировать универсальные компетенции. Ведь невозможно формировать никакие компетенции без конкретных упражнений, которые всегда на чем-то основаны. Чтобы формировать универсальную компетенцию «собирать информацию и приводить ее в порядок», нужно тренировать людей на конкретных примерах.

Исследователи образования стали последнее время говорить, что невозможно просто так научить людей универсальным навыкам критического мышления. Потому что критическое мышление – и вот вторая важная вещь, о которой хотелось сказать, – всегда основано на каких-то знаниях. И критическое мышление в одной области физики может никак не транслироваться в критическое мышление в другой области. Например, критически мыслящий физик может совсем не критически мыслить о политике. И наоборот.

Области определенных знаний имеют огромное значение. Люди должны быть грамотными в определенных сферах, чтобы в этих сферах они могли формировать свое собственное критическое мышление. Идея, что «критическое мышление можно освоить на уроках философии, обсуждая какие-нибудь морально-политические проблемы» очень распространена, но, по-видимому, ни на чем не основана – кроме как на желании условных «философов» получить исключительный мандат на особую важную роль в современном образовании, развивая критическое мышление у учащихся.

 
Студент в библиотеке / pixabay.com

Вот такие дополнения, на мой взгляд, нужно озвучить в дискуссии про основные компетенции и новую грамотность. Первый момент, о котором уже шла речь: школа должна научиться работать с учениками, которые живут в цифровой среде – и желательно без перехода самой школы на цифровые технологии, причем guided learning продолжает оставаться главным принципом образования.

То, что компетенции оказываются плохо переносимы из одной области в другую после того, как сформировались, – это второй важный момент. И третий важный – что грамотности в определенных сферах оказываются ключевыми для того, чтобы люди могли применять к ним какие-то свои компетенции. Если мы не знаем реальности по каким-то вопросам, то никакие наши компетенции здесь не помогут, потому что мы будем пользоваться ложной информацией», – сказал Даниил Александров.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.