3 июня 2024, понедельник, 09:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Понижающий эффект повышения НДС

Максим Орешкин, глава Минэкономразвития
Максим Орешкин, глава Минэкономразвития

Повышение ставки НДС с 18 до 20% приведет к снижению ВВП, потребления, инвестиций, экспорта и импорта приблизительно на 0,4–0,6%. Об этом говорится в статье завлабораторией математического моделирования экономических процессов ИПЭИ РАНХиГС Андрея Полбина, опубликованной в одном из изданий Академии.

Автор утверждает при этом, что повышение налога на добавленную стоимость является «более благоприятным решением по сравнению с другими». «Если бы для планируемого роста госрасходов было избрано повышение страховых взносов, то их ставку пришлось бы увеличить примерно на 4%, что привело бы к снижению ВВП в перспективе на 0,8–1,1% и снижению потребления и инвестиций на 1–1,5%», — отмечается в статье. При повышении налога на прибыль, по его подсчетам, ВВП сократился бы 0,6–1%, инвестиции на 1,8–2,5% и потребления домохозяйств — на 0,4–0,7%.

 
Зал пленарных заседаний Государственной Думы

Напомним, Минэкономразвития, судя по сообщениям прессы, также пересматривает свой макропрогноз из-за решения повысить НДС. Так, в проекте прогноза говорится, что в 2019 году экономический рост в России замедлится до 1,4% с 1,9% в 2018 году (показатель пересмотрен с ожидавшегося ранее роста в 2,2%). Рост инвестиций замедлится с 3,5 до 3,1%, а реальных зарплат — с 6,3 до 1%.

О повышении НДС правительство объявило 14 июня, почти сразу соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. Депутаты планируют его рассмотреть в первом чтении во вторник, 3 июля.

По подсчетам Министерства финансов, рост НДС даст бюджету дополнительно 620 млрд рублей в год начиная с 2019 года. Эти деньги планируется направить на развитие человеческого капитала: образование, здравоохранение, социальное обеспечение и культуру.

 
Антон Силуанов

Отметим, что повышение ставки НДС проходит одновременно с повышением пенсионного возраста — хотя эти две меры относятся к разным разделам законодательства, суть их похожа.

Повышение возраста выхода на пенсию, как предполагают авторы реформы, позволит в будущем сократить расходы федерального бюджета на выплаты пенсий — сейчас из 8 трлн рублей бюджета ПФР примерно триллион переводится из федерального бюджета и остальное фонд получает за счет обязательных страховых взносов.

При этом объяснения причины повышения пенсионного возраста, которые предлагают гражданам, выглядят довольно странно. Так, например, демографы утверждают, что в России не слишком сильно изменилась средняя ожидаемая продолжительность жизни с 1965 года, когда в советскую пенсионную систему были включены почти все жители городов.

При этом действительно резко сокращается отношение числа работающих к числу пенсионеров — и это давно ожидаемое событие, которое является последствием гибели десятков миллионов людей во Второй мировой войне.

Отметим, что Высшая школа экономики подготовила первый из серии аналитических докладов о пенсионной реформе — «Демографический контекст повышения возраста выхода на пенсию». В нем говорится, что в России нет демографических ограничений для повышения пенсионного возраста: судя по данным, которыми оперирует Росстат, после реформы до пенсии будут доживать около 80-90% россиян и жить на ней свыше 15 лет. Эксперты ВШЭ отмечают, что это даже заведомо заниженные данные, так как в своих расчетах они не учитывали развитие здравоохранения и повышение уровня жизни в целом.

В свою очередь ректор РАНХиГС Владимир Мау заявил «Известиям», что с проведением пенсионной реформы «у нас, по сути, не столько увеличивается пенсионный возраст, сколько восстанавливается продолжительность трудовой жизни — и то лишь частично». Он имеет в виду, что раньше (когда вводился ныне действующий возраст выхода на пенсию) подавляющее большинство людей шли работать после школы, начиная трудовую деятельность на несколько лет раньше, чем нынешняя молодежь. Задачей пенсионной реформы Мау считает «возможность увеличить пенсии тем, кому они более всего нужны, — старшим возрастам», то есть «усиление адресного характера пенсий».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.