3 июня 2024, понедельник, 08:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наглая рыжая морда и мировой рынок

Часы в виде кота Гарфилда
Часы в виде кота Гарфилда

«Он не черный и не белый, мужского пола, не женат, не юный, но и не старый, не имеет национальности, его мысли и слова не критикуют, потому что они исходят от животного. Он толстый, наглый, философ и обыватель. И, в конце концов, он кот».

Так карикатурист Джим Дэвис объяснял в интервью Washington Post популярность своего главного детища — рыжего нахального кота Гарфилда.

Он появился на свет в эталонном «американском захолустье» — Манси, штат Индиана. Это классический Средний Запад: несколько улиц, поле для гольфа, боулинг и пара бистро. В 1920-х годах социологи обожали проводить там исследования, так что со временем Манси начали называть Миддлтоном (Среднегородом).

«Это царство посредственности. Это средоточие банальности. Это лучшее место, в котором только мог родиться Гарфилд. Он — истинное дитя Миддлтона, штат Индиана», — философствовал Дэвис.

 
Джим Дэвис, художник, создатель персонажа кота Гарфилда / flickr.com

Если верить карикатуристу, Гарфилд появился на свет 19 июня 1978 года на кухне итальянского ресторанчика Mamma Leoni (поэтому впитал любовь к лазанье, фигурально выражаясь, с молоком матери — и тут кроется причина его упитанности).

Через месяц, когда рыжий котенок скучал в зоомагазине, его заприметил некто Джон (альтер эго карикатуриста Джима Дэвиса) и забрал к себе домой.

И вот этот «продукт посредственности» справил 40-летие.

За долгую жизнь Гарфилд практически не изменился, хотя некоторые метаморфозы все же произошли. После своего рождения, в 1978 году, он всегда появлялся с полузакрытыми глазами, а щеки висели до плеч (или как это называется у кошек). В 1979 году его живот слегка подтянулся, глаза приоткрылись, а походка стала более прямой, похожей на человеческую.

Кошки, как известно, столько не живут. Кстати, забегая вперед: возраст Гарфилда — запретная тема для шуток. Дэвис признается, что как-то пытался разыгрывать эту карту. Но быстро сообразил: среди читателей комикса много детей, а им шутки про возраст кажутся столь же скучными, как рассказы родителей о приколах у костра в летнем лагере.

 
Комиксы с котом Гарфилдом

За годы жизни Гарфилда было продано более 200 млн различных книг о нем, комиксы ежедневно выходили в 2,4 тысячи газет с 200 млн читателей в 80 странах мира. У его странички в Facebook 16 млн подписчиков. В 2002 году комиссия Книги рекордов Гиннесса признала комиксы с Гарфилдом самыми известными в мире.

Насчет того, смешные ли они, ведется много споров. Журнал Slate в 2004 году, к примеру, называл Гарфилда «настолько бессмысленным, что он даже неспособен вызвать ненависть». Spiegel лет десять назад громил комиксы про рыжего котяру за «беззубие» и «скукоту».

Действительно, интрига в сюжетах, каковы бы они ни были, минимальна: толстый беспородный кот, отличающийся в равной степени ленью и наглостью, шествует к миске и обратно, по пути рассуждая о жизни.

Джим Дэвис признавался, что создавал характер Гарфилда, исходя из своего опыта общения с кошками. На ферме, где он вырос в 1940-е годы, обитали 25 особей Felis catus, и все они отличались независимостью, любовью ко сну без привязки ко времени суток и первостатейной наглостью.

 
Кот на сене / pixabay.com

Увы, юный Джим не мог играть с кошками слишком долго: он страдал аллергией, у него была бронхиальная астма, и мальчик больше времени проводил на больничной койке, чем дома. Смартфонов тогда не было, и он развлекался рисованием в блокноте.

Идея рисовать комиксы пришла к нему в довольно юном возрасте, и первым героем Дэвиса стал комар. Он попытался продать свое творение в газету родного Манси, но не преуспел: редактор предложил карикатуристу подыскать какого-то «более внятного персонажа», чем насекомое.

Джим проанализировал те комиксы, которые издавались на тот момент, и обратил внимание, что в большинстве фигурировали герои-животные — причем было очень много собак, а кошек практически не рисовали.

 
Американский комикс (40-е годы) / flickr.com

И вот 19 июня 1978 года в 41 американской газете появилась небольшая полоса из трех картинок: карикатурист по имени Джон представляет читателям своего кота Гарфилда, а Гарфилд — его. Комическая составляющая ничтожна: в конце Джон говорит, что их задача — развлекать публику, а кот требует: «Корми меня».

Тем не менее народу понравилось. «Гарфилд — антигерой. Он защищает наше священное право валяться, просыпать на работу и быть эгоистами», — объясняет Джим Дэвис секрет популярности своего «питомца».

Во всяком случае, когда Chicago Sun Times на некоторое время прекратила печатать комиксы о Гарфилде, читатели прислали в редакцию более 1,3 тысячи гневных писем с требованиями «вернуть кота».

В итоге Гарфилд стал знаменитостью мирового масштаба, а его «отец»-карикатурист — миллионером. Уже в 1979 году антология комиксов про рыжего кота вошла в список бестселлеров The New York Times, и следующие десять сборников постигла та же участь.

Коммерческому успеху способствовал выход мультфильма о Гарфилде — примитивного, грубого, почти без реплик, с короткими выпусками, понятными практически всем от мала до велика, на каком бы языке они ни говорили.

 
Кадр из мультфильма / YouTube.com

Дэвис избегал тонких шуток, не использовал каламбуры и игру слов (чтобы юмор был универсальным и интернациональным), никогда не эксплуатировал политические темы и тем более религиозные мотивы. «Главный принцип — простота и грубость: Гарфилд всегда говорит об одном и том же. Это еда и сон», — объяснял карикатурист.

Вдобавок он до предела упростил графику, сведя ее к примитиву, и уменьшил количество реплик до минимума. «Комиксы должны поступать напрямую в мозг. Хотя мы называем их потребителей читателями, на самом деле они хотят не читать, а развлечь себя», — делился накопленным опытом Дэвис.

Вообще этот провинциальный художник оказался гением маркетинга. В 1981 году он создал компанию Paws, чтобы объединить все лицензии на использование образа Гарфилда. Игрушки, продукты, одежда с рисунками, постельное белье, канцелярские принадлежности, посуда — это лишь малая часть товаров, на которых в разное время красовался (и, кстати, до сих пор красуется наглый рыжий кот).

Американский певец Нил Даймонд дарит плюшевого Гарфилда принцу Чарльзу и принцессе Диане (1984)

Малайзии Дэвис продал лицензию на открытие пиццерии Garfield Pizza Café, китайцам — на использование образа Гарфилда в школьных учебниках. При этом карикатурист всегда держал в голове им же придуманное неписаное правило: «Гарфилда не должно быть слишком много». Он понимал, что если кот будет маячить везде, народ его разлюбит.

 

 
Реклама пиццы / flickr.com

Впрочем, эта опасная грань была настолько тонка, что Гарфилд ее, возможно, не раз перешагивал своими пушистыми толстыми лапами. И ничего страшного не случилось.

В 1980-х плюшевые Гарфилды на присосках стали настоящей сенсацией: люди прикрепляли их к окнам в салонах своих автомобилей. Дальше — больше: Дэвис выпустил наклейки на заднее стекло с разными сюжетами, от «Фу, в машине младенец» до «Держи дистанцию, котик». Популярность «автомобильных» Гарфилдов вышла за рамки здравого смысла. Мягкие игрушки, залежавшиеся на складах, извлекали на свет божий, пришивали к ним присоски и тут же продавали на «ура».

С тех пор минуло четыре десятилетия, а бизнес Дэвиса по-прежнему успешен и все еще эксплуатирует наглость и лень Гарфилда.

Гарфилд ненавидит понедельники с 1978 года

Основной бизнес карикатуриста сейчас — доходы от лицензирования различной продукции с рыжим котом. Общая стоимость его активов оценивается в 800 млн долларов.

На комиксы у художника времени почти не осталось. Точнее, за 40 лет ему порядком надоело рисовать одного и того же кота. Он позволяет себе посвящать карикатурам несколько дней в месяц, предпочитая играть в гольф.

Дэвис завел себе ассистентов, и тут сработало принятое им когда-то решение упростить изображение Гарфилда до примитива: кота способен нарисовать любой, и отличить невозможно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.