3 июня 2024, понедельник, 08:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 февраля 2018, 11:10

Явка на два фронта

Информационные баннеры ЦИК России
Информационные баннеры ЦИК России

Президентская кампания даже формально идет уже около двух месяцев, однако желание граждан идти на выборы пока не усиливается. Во всяком случае, об этом свидетельствуют опубликованные в среду данные ВЦИОМа. Среди опрошенных «точно» или «скорее» примут участие в выборах 80,4%, не хотят идти на участки 6,9% и еще 10,9% не определились. 20 декабря в аналогичном опросе 81% россиян говорили о намерении участвовать в выборах, 7% были против и 12% не определились.

Кампания до последнего момента носила скорее юридический характер, кандидаты собирали подписи, шла регистрация, агитация на телевидении начнется на следующей неделе. Как сказал «Ведомостям» гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров, «80% декларирующих готовность прийти на выборы — это невозможно высокий результат, понятно, что столько не придет. Главное, чтобы основная часть реализовала свое намерение». Между тем информирование избирателей Центризбирком достигает определенного эффекта: 96% опрошенных знают о том, что в марте пройдут выборы (в ноябре 2017 года о них знали 68%, 20 декабря — 82%), и в этом плане кампания ЦИК эффективна.

 
Элла Памфилова на презентации визуальной концепции кампании по выборам президента РФ 2018 г.

Отметим, что, по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), число желающих принять участие в выборах все-таки растет. Результаты опросов публиковались 28 января и 4 февраля, за это время число твердо намеренных участвовать в выборах выросло с 55 до 58%, а количество тех, кто сделает это «скорее» и «вероятнее всего», уменьшилось с 24 до 23%.

«Левада-центр», еще одна крупнейшая российская социологическая служба, после объявления о начале кампании не вправе публиковать результаты опросов так как компания признана иностранным агентом. Но в начале декабря только 28% опрошенных центром говорили, что «совершенно точно» будут голосовать, еще 30% — что «скорее всего». Исходя из этих цифр, директор «Левада-центра» Лев Гудков прогнозировал потенциальную на тот момент явку в 52–54%.

Впрочем, сильно доверять результатам таких опросов не стоит. Политолог Александр Кынев в разговоре с «Ведомостями» напомнил, что «Ни разу за историю выборов в России прогноз по явке не сбывался». Это типичный нормативный ответ, люди отвечают "как надо". Поэтому ко всем данным по явке надо относиться с большой осторожностью», — объяснил он. «Это инерционные цифры, всерьез никто еще не принял для себя решение, идти или нет, это ответ в жанре "отвяжитесь от меня", он не сильно мотивирован», — полагает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников.

Между тем над явкой работают не только ЦИК и кандидаты. Руководство «Единой России» намерено призвать граждан проголосовать 18 марта. При этом агитации за Владимира Путина, которого партия поддерживает, по закону вести нельзя. В число регионов, где у партии запланированы предвыборные и программные мероприятия, вошли Владикавказ, Иркутск, Новосибирск, Владивосток и Екатеринбург. Об этом в четверг пишут «Известия».

 
Визит секретаря Генсовета ЕР Андрея Турчака в Северную Осетию
 

В ходе визитов руководители ЕР проведут конференции, тематические форумы и мероприятия, посвященные партийным проектам. В нескольких регионах пройдут форумы промышленников, на которые соберутся представители крупнейших госкорпораций.

Завершающим предвыборным мероприятием перед днем голосования станет заседание программной комиссии ЕР, запланированное на середину марта. В нем может принять участие премьер-министр, председатель партии Дмитрий Медведев. 

Напомним, в начале 2017 года в прессе ссылаясь на различные источники писали, что в АП установили цель на этих выборах: обеспечить при 70% явки 70% голосов за Владимира Путина. Потом, правда, публично заявлялось, что такой цели нет и главное — провести голосование максимально честно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.