3 июня 2024, понедельник, 04:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 ноября 2016, 09:44

Курс, который не изменится. Внешняя политика США при Трампе

Актер в роли дяди Сэма поздравляет моряков только что принявших присягу.
Актер в роли дяди Сэма поздравляет моряков только что принявших присягу.

Три недели назад на президентских выборах в Соединенных Штатах Америки победил кандидат от республиканцев, бизнесмен Дональд Трамп. Еще в ходе предвыборной кампании его фигура вызывала бурное обсуждение перспектив изменения политики страны в случае его избрания. Это произошло, и пришло время развеять заблуждения о том, что теперь внешняя политика США резко сменит курс. О приоритетах и целях внешней политики США рассуждает Михаил Баранов.

Говоря о неожиданности избрания Трампа и о прогнозах внешней политики Соединенных Штатов Америки как глобальной державы, важно понимать ключевые моменты. Никакого резкого поворота во внешней политике не произойдет – все то, что Дональд Трамп озвучивал в ходе своей предвыборной кампании, Барак Обама уже и так делал, просто он при этом подбирал более деликатные и мягкие слова, которые в большей мере скрывали суть, а не подчеркивали ее. В этом смысле, если говорить про радикальный поворот в американской внешней политике, то он заключается только в том, что после мягкой и плавной линии геополитического поворота, которой придерживался Обама во время своего президентства, Америка переходит к гораздо более открытому, быстрому и жесткому повороту руля внешней политики, которым продолжится политика Обамы в период президентства Трампа.

Основные векторы внешней политики США

Если внимательно посмотреть на факты, а не на декларации, то новую линию внешней политики США можно назвать вторым, обновленным изданием доктрины Монро, в рамках которой Америка формулировала зону своих интересов и декларировала недопустимость вмешательства в дела американского континента со стороны других держав, а со своей стороны — отсутствие интереса вмешиваться в дела других регионов мира. В рамках обновлённой доктрины, Америка, конечно, сохраняет интерес ко всем регионам мира, но от стремления к полному контролю за ними отказывается.

Вопреки распространенному мнению, борьба между линией Дональда Трампа и линией Хиллари Клинтон была не столько борьбой между линией изоляционизма в лице Трампа и линией глобализма в лице Клинтон, сколько борьба между разными темпами движения в сторону изоляционизма.

На новом этапе под изоляционизмом подразумевается следующее:

  • Отказ от глобализма, то есть от стремления контролировать внешнюю и внутреннюю политику всех стран мира
  • Переход к многополярному миру, в рамках которого США из «единственной сверхдержавы» превращаются в самый могущественный полюс мировой политики и экономики, выстраивающий отношения со всеми остальными полюсами к своей долгосрочной выгоде
  • Формирование собственной «сферы влияния» — Северной и Южной Америки, с максимальным контролем за внешней и внутренней политикой стран, входящих в сферу

Попробую этот тезис обосновать, опираясь на факты.

США на Ближнем Востоке

 
Объединенные силы с участием войск США в Ираке / commons.wikimedia.org

Итак, мы видим, что, начиная с 2008 года, Америка приступила к постепенному уходу с Ближнего Востока, и решение о выводе американских войск из Ирака к 2011 году независимо от хода войны в самом Ираке принял еще Джордж Буш-младший. Замечу, что к этому времени зависимость Америки от поставок энергоносителей из стран Персидского залива практически сошла на нет, благодаря росту добычи сланцевого газа и нефти в самих США. Стратегическая задача, которая стояла перед американцами несколько десятилетий — обеспечение безопасности снабжения американской экономики нефтью из стран Персидского залива — практически потеряла свое значение. Хорошо известно, что сегодня Америка самообеспечена нефтью и газом, а в ближайшее время она станет крупным экспортером этих продуктов на мировом рынке. Таким образом, контроль за Ближним Востоком утратил свое стратегическое значение для США. Соответственно, мы видим, что в течение обоих сроков Барака Обамы Америка постепенно уходит из регионов Ближнего и Среднего Востока и придает им все меньшее значение.

Политика США на Ближнем и Среднем Востоке в течение последних 15 лет привела к:

  • разрушению Ирака, который ранее уравновешивал Иран
  • усилению Ирана, освободившемуся от санкций и получившему фактический контроль над большей частью Ирака
  • противостоянию Ирана и Саудовский Аравии, перешедшему в активную «войну по доверенности» на территориях Сирии и Йемена
  • разрушению Сирии и дестабилизации Турции, ключевого союзника США в регионе и члена НАТО
  • возвращению России в регион в качестве одного из ключевых внешних игроков и укреплению ее связей со всеми крупными странами региона – Турцией, Израилем, Ираком, Саудовской Аравией, Египтом

Конечно, можно объяснять все это непониманием американской администрацией реалий Ближнего и Среднего Востока, ее ошибками и просчетами, в общем тезисом «ну, тупые…»,

Это, конечно, замечательно годится для пропаганды, но не подходит для серьезного анализа, потому что американские внешнеполитические институции и американские аналитики — одни из лучших в мире. Вашингтон располагает опытными специалистами практически по любой стране, и ни Институт Кеннана, ни дипломатическая школа Генри Киссинджера не утратили своей эффективности. То, что на первый взгляд представляется чередой просчетов и ошибок Вашингтона, при более серьезном анализе оказывается стройной и далеко идущей стратегией, приносящей свои результаты.

Американцы, разворошив весь Ближний и Средний Восток, фактически его подожгли и уходят оттуда с полным равнодушием к тому, что остается у них за спиной. Два наиболее ярких примера здесь — это события в Египте, где сначала был свергнут верный американский вассал Хосни Мубарак (американцы не оказали ему никакого содействия), к власти фактически пришли умеренные исламисты «Братья-мусульмане», после чего и они были свергнуты военными, а американцы снова отнеслись к этому абсолютно равнодушно, не оказав поддержки ни тем, ни другим.

Еще более яркие события мы видим в Турции, где в ходе переворота произошло совершенно удивительное: при том, что американцы полностью контролируют военную связь и воздушное пространство Турции (члена НАТО), они не могли быть не в курсе происходящего заговора военных, и снова приняли решение демонстративно не оказывать поддержку ни одной из сторон. То есть они могли как подыграть заговорщикам, подсказав, как и где можно захватить Эрдогана, так и, наоборот, помочь Эрдогану, предупредив его о заговоре. Но они демонстративно не стали делать ни того, ни другого, продемонстрировав таким образом, что им совершенно безразличен исход этого конфликта. 

 
Выход в эфир Р.Эрдогана во время госпереворота в Турции.

Точно так же, невзирая на громогласную риторику, США не оказали никакой поддержки своим другим верным союзникам – Саудовской Аравии и Катару в Сирии и в Йемене. В Сирии Саудовская Аравия и Катар организовали и вооружили исламистскую оппозицию, рассчитывая на поддержку США по «ливийскому сценарию». Вместо этого Вашингтон в критический момент дистанцировался от прямого вмешательства в конфликт, не возражая при этом против участия в нем вооруженных сил Ирана, России, а, в последнее время, также и Турции. В Йемене США, аналогично, не стали препятствовать Ирану поддерживать повстанцев, воюющих с коалицией под руководством Саудовской Аравии. В результате саудовцы увязли в затяжной гражданской войне в Йемене.

Американцы всего этого просто «не предусмотрели»? Нет, конечно. Так и было спланировано. Вся эта череда «ошибок» складывается во вполне логичную стратегию. Она направлена на подрыв региональной стабильности и препятствование нежелательным для США интеграционным процессам в регионе «Большого Ближнего Востока». Дестабилизировав регион, США дистанцируются от дальнейшего хода конфликтов, явно не желая ни задействовать в них свои вооруженным силы, ни нести материальные расходы и ответственность за действия той или иной стороны конфликта и его возможный исход в целом.

Соперничество с ЕС. Цели и средства

Из безразличия к судьбе Турции можно сделать ключевой вывод – никакой стратегической концепции борьбы с Россией здесь не просматривается. Если бы американцы ставили перед собой задачу борьбу с Россией, то, безусловно, Турция была бы ключевым игроком, который может оказывать влияние в Крыму и на Украине, перекрывать проливы, контролировать зону Черного моря и активно влиять на конфликты на Кавказе. Иными словами, с точки зрения влияния на Россию, Турция могла бы быть ключевым союзником США. Тем не менее США демонстрируют свое полное равнодушие и незаинтересованность не только в контроле, но даже в поддержании отношений с Турцией.

Напомню, что вся спецоперация американцев на Украине была нацелена не против России, а против Евросоюза: США хотели добиться блокировки взаимодействия ЕС и России и не допустить объединения экономического пространства. Раскачав ситуацию на Украине, американцы разделили Евросоюз и Россию, устранив риск объединения в провозглашенную еще Горбачевым «Европу от Лиссабона до Владивостока». Это было реальной угрозой для США, так как в итоге возникло бы объединение, превосходившее США и экономически, и демографически, и геополитически. Фактически они отрезали Европу от российских ресурсов, от российских военных возможностей и от России как от союзника. Вторым актом была поддержка американцами арабской весны, с помощью которой они отрезали Евросоюз уже от Ближнего Востока и от возможности реализовывать программы Евро-средиземноморского партнерства, в рамках которых Евросоюз планировал начать интеграцию в общее экономическое пространство арабских стран. Тем самым Евросоюз оказался отрезан и с юга от ресурсов стран Ближнего Востока. Точку в этой схватке США с потенциальным экономическим конкурентом поставил Brexit, после которого Евросоюз как экономический соперник США может быть окончательно списан со счетов.

 

 
Истребитель F-35B с в ертикальным взлетом. / Official U.S. Navy Page

Таким образом мы видим, что американцы решили ключевую задачу, и основной потенциальный противник в виде Евросоюза полностью и надолго нейтрализован. После этого они практически полностью утратили интерес к Европе, Ближнему и Среднему Востоку. Они все аккуратно подожгли в этих регионах и уходят к себе решать проблемы противостояния со своим вторым потенциальным соперником — с Китаем. Именно это и провозгласил Трамп, во всех своих ключевых выступлениях он называет Китай основным соперником США (заметим, что Обама еще в начале своего президентства объявил о повороте США к Тихоокеанскому региону, как ключевому для США). Соответственно, мы видим утрату интереса к поддержанию НАТО в Европе, опять же при Обаме это происходило в неявной форме, при нём значение НАТО всячески подчеркивалось и провозглашалось на словах. Но де-факто все свелось к тому, что американцы размещают один батальон в Польше, что, разумеется, выглядит совершенно несерьезным по сравнению с временами противостояния Советскому союзу. Это также говорит о реальных приоритетах внешней политики.

США в Латинской Америке

В отличие от Ближнего и Среднего Востока, Латинская Америка явно стала ключевым приоритетом для США.

Понятно почему:

  • обширный рынок, ВВП свыше 5,5 триллионов долларов
  • население свыше 600 миллионов человек
  • в странах региона уже завершился демографический переход — при отсутствии взрывного роста населения массовых миграций не ожидается
  • абсолютное доминирование христианской конфессии не дает оснований для распространения религиозного экстремизма
  • политическая культура основана на европейских принципах.

Последние несколько лет США последовательно переформатируют регион под себя, восстанавливая свой контроль. При этом никаких «ошибок» мы не видим – «наведение порядка» и смена неугодных «левых» режимов происходит очень аккуратно и профессионально, даже без привлечения «цветных» технологий:

  • Аргентина – в 2015 году победа лидера оппозиции на президентских выборах привела к сворачиванию «левого» курса
  • Бразилия – в 2016 году был объявлен импичмент неугодной для США президенту Дилме Русеф, которая, подобно президенту Аргентины Киршнер, пыталась поддерживать курс на суверенное экономическое развитие и сотрудничество между странами Латинской Америки без американского диктата
  • Колумбия – благодаря серьезной долгосрочной работе, которая велась при активном участии США, правительству удалось достичь исторического мирного соглашения с леворадикальной повстанческой группировкой ФАРК и тем самым  положить конец полувековой партизанской войне
  • Венесуэла – планируется смена власти путем легального отстранения с занимаемого поста преемника покойного Уго Чавеса – президента Николаса Мадуро
  • Куба – снятие блокады и исторический визит Барака Обамы на «остров свободы» в марте 2016 года

США в мире

Попробуем сформулировать реализуемую США геополитическую стратегию, исходя из фактов:

  • Переход к многополярному миру, в котором США формируют самую могущественную «сферу влияния» - Северная и Южная Америка, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, возможно Япония, Южная Корея и другие страны Тихоокеанского региона
  • Ослабление ЕС как главного потенциального конкурента – практически достигнуто
  • Ослабление Китая как второго потенциального конкурента
  • Недопущение в будущем глобальных интеграционных процессов за счет содействия формированию группы геополитических игроков в Евразии, таких как Россия, Индия, Турция, Иран и другие 
 
Барак Обама в Гуантанамо / White House

Эта политика была начата еще Джорджем Бушем-младшим, активно продолжена Бараком Обамой, была бы продолжена Хиллари Клинтон в случае ее избрания президентом (от поддержки глобальных торговых соглашений – Транстихоокеанского и Трансатлантического – ей пришлось отказаться еще в ходе предвыборной кампании). Избрание Дональда Трампа президентом сделает реализацию этой стратегии более явной, открытой и энергичной.

Что касается России – как мы не были геополитическим противником США при Обаме, так и не должны стать им при Трампе.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.