20 мая 2024, понедельник, 21:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 июня 2016, 21:31

Условия для безусловного дохода

Марш роботов за универсальный базовый доход. Фото: basicincome.org
Марш роботов за универсальный базовый доход. Фото: basicincome.org

В Швейцарии прошел всенародный референдум, на котором выдвинуто пять вопросов: о введении безусловного основного дохода, о порядке предоставления политического и иного убежища и еще три вопроса, которые затрагивают интересы только граждан этой страны. Для остального мира главный выбор, вставший перед швейцарцами, связан с целесообразностью введения безусловного основного дохода (БОД) — одной из самых обсуждаемых экономических концепций, которая, как считают ее сторонники, может освободить людей от нелюбимой работы и стать ответом на автоматизацию сферы труда.

Швейцария стала первой страной в мире, которая проводит референдум по поводу введения базового дохода в качестве общенациональной политики. Участники всенародного голосования принимают решение, должен ли каждый гражданин страны получать определенную сумму денег, вне зависимости от его занятости или от места проживания. Авторы инициативы предлагают выплачивать сумму в размере 2500 швейцарских франков (около 2250 евро) для каждого взрослого жителя и более 600 франков для детей.

«Какой именно будет эта сумма — то есть, сколько вам нужно денег, чтобы иметь возможность жить в нашем обществе с достоинством, — решит демократическое общество», — объясняют инициаторы референдума.

Если взять за основу предлагаемую сумму, то в общей сложности ежегодный базовый доход каждого гражданина составит 30 тысяч франков. Швейцария — одна из самых дорогих стран мира и граница бедности очерчивается на уровне дохода в 29,5 тыс. франков в год. За чертой бедности в Швейцарии живут 13,8% населения. Это больше, чем в Исландии, Нидерландах и Норвегии.

По предварительным подсчетам, реформа БОД может обойтись в 200 миллиардов франков, четверть этой суммы планируется обеспечить за счет перераспределения средств из соцпрограмм, остальное — за счет налогов. Однако подробности решено не обсуждать до принятия решения на референдуме.

Идея введения в Швейцарии безусловного базового дохода принадлежит группе активистов из Generation Grundeinkommen («Поколение базового дохода»). В ней состоят, в том числе, бывший пресс-секретарь правительства Освальд Сигг, а также известные публицисты, художники, писатели и политики. Крупные швейцарские партии, за исключением «зеленых», не стали поддерживать эту идею. Национальный совет (нижняя палата парламента) подавляющим большинством проголосовал против.

Идея безусловного базового дохода уходит корнями глубоко в историю. Ее элементы можно найти еще в «Утопии» Томаса Мора. С тех пор эта идея претерпела много разных формулировок и интерпретаций, но основной смысл оставался неизменным: каждый человек от рождения должен получать долю от всеобщего богатства, независимо от его способностей, потребностей и вклада в экономику. В 1795 эту концепцию изложил американский философ Томас Пейн в своей книге «Аграрная справедливость». Он предлагал выплачивать каждому жителю Англии, достигшему 21 года, 15 фунтов стерлингов. По его мнению, такая мера могла бы стать эффективным способом борьбы с неравенством и бедностью. Свободный доступ человека к базовым естественным потребностям составлял центральное место в теориях анархистов и коммунистов XIX века.

Главным популяризатором безусловного дохода в XX веке считается американский экономист Милтон Фридман, который предлагал ввести так называемый отрицательный налог (negative income tax). В 1943 году подобную концепцию едва не принял американский парламент, но в итоге выбор был сделан в пользу системы социальной поддержки, при которой выплаты зависят от комплекса факторов (место работы, уровень зарплаты).

В истории было еще несколько попыток внедрения подобных инициатив на государственном уровне, но все они провалились. Более успешными были многочисленные локальные эксперименты в Канаде, Бразилии, Индии, Кении, Германии, Скандинавии. В 2017 году в рамках всей страны программу БОД планирует запустить Финляндия, где в поддержку этой концепции выступают не менее 70% населения.

Положительные результаты экспериментов можно проиллюстрировать на примере Намибии. В деревне Очиверо с населением около тысячи человек ряд благотворительных организаций и профсоюзов запустили проект, в рамках которого каждый житель ежемесячно получал по 9 евро. В результате показатель уровня жизни в Очиверо значительно вырос. На 11% больше стало число занятых и работающих людей. Это произошло за счет того, что местные жители начали открывать предприятия малого бизнеса — булочные, кирпичные артели и т.д. Повысилась успеваемость детей в школах. Уровень преступности сократился на 42%. К концу эксперимента число жителей деревни, живущих за чертой бедности, снизилось с 76% до 37%.

В общей сложности за последние несколько лет по всему миру нашли применение около двух десятков программ, связанных с идеей безусловного основного дохода. Ее стремительное распространение и популяризация в общественном дискурсе имеет прямое отношение к глобальному технологическому развитию, которое, при всех своих плюсах, в будущем может оставить многих людей без работы. Мировые финансовые кризисы сильнее всего ударяют по незащищенным слоям населения. Пропасть между бедными и богатыми становится шире. В стремлении переосмыслить предназначение человека, его самоопределение и самореализацию через активную деятельность, через труд, новую актуальность приобретают идеи левых и либертарианских экономистов.

Многие аналитики считают, что прогресс в области искусственного интеллекта и робототехники станет главной причиной резкого снижения спроса на человеческий труд. До сих пор технологическая эволюция не привела к критичному падению уровня занятости, но в будущем эта проблема может проявиться гораздо ощутимее. Уже сейчас в результате автоматизации и роботизации труда исчезает массовая потребность во многих традиционных профессиях, от работников требуется более высокая квалификация. Компьютеры и машины выполняют работу в области финансов и бухгалтерского учета, на заводах и в торговле. Если эти процессы оставят большую часть трудоспособного населения без работы, базовый доход мог бы стать адекватным ответом и предотвратить страдания тех, кто оказался не у дел.

Согласно аналитическому докладу, представленному на Давосском форуме, процессы информатизации, оптимизации и рационализации труда в ближайшее время приведут по всему миру к упразднению 7,1 миллиона рабочих мест, две трети из них придется на сферу общественного питания. Постепенно будет исчезать необходимость в банковских сотрудниках, работниках сферы страхования и риелторах. Исследование Оксфордского университета показало, что в течение следующих 20 лет автоматизация производства сделает ненужной почти половину всех существующих профессий.

Необходимость внедрения базового дохода находит поддержку, в том числе, среди владельцев крупных капиталов, которые опасаются, что в условиях технологической безработицы потребительская база сократится до критичного уровня. По мере увеличения производительности технологические изменения, безусловно, помогают производству, но ставят под угрозу массовое потребление. «Кто будет покупателем», — задается вопросом либеральный комментатор Роберт Райх.

Не все аналитики считают, что безусловный доход является выходом из технологической безработицы. Экономист Эрик Бриньолфссон не выступает резко против этой инициативы, но считает, что со стороны государства правильней было бы развивать образование и субсидировать зарплаты, чтобы позволить людям успешно включиться в «гонку против машин».

Кроме того, автоматизация производства и сферы услуг предполагает не только сокращение издержек для бизнеса, но и более комфортные условия жизни и труда. Рабочие профессии тоже требуют реализации творческого потенциала человека и поддержания его чувства собственного достоинства. Существование бессмысленной работы (bullshitjobs) сегодня является мировой психологической проблемой, когда люди, постоянно занятые в области управления персоналом, менеджмента, консалтинга не понимают свое предназначение. С внедрением базового дохода у людей появится возможность увеличивать всеобщее благосостояние и развитие, занимаясь любимым делом.

Другим аспектом идеи безусловного основного дохода является понятие свободы. Аналитики, руководствующиеся этим аргументом, говорят, что имея доступ к средствам, люди могли бы делать то, что они хотят и быть, таким образом, по-настоящему свободными.

Аргумент свободы также критично рассматривает представление о важности работы, заложенное в европейской культуре. В 1930-м году Джон Мейнард Кейнз предсказывал, что в течение 100 лет мир станет достаточно богат, чтобы решить экономические проблемы и вступить в эпоху досуга, когда большая часть жизни человека будет проходить вне работы в привычном понимании. Он предполагал, что к концу столетия технологии будут настолько развиты, что рабочую неделю удастся сократить до 15 часов. Сейчас такая возможность действительно есть, но до сих пор не реализована, в том числе, из-за распространенности бессмысленной работы.  

Известны также феминистские аргументы в пользу безусловного основного дохода. Как отмечает философ Кэрол Пейтмэн, логика становления государства всеобщего благосостояния предполагала, что доходы женщин будут находиться в прямой зависимости от их супругов. Это закрепляло экономическую зависимость женщин от мужчин и поддерживало модель брака, в котором женщине отводилась роль домохозяйки. Сейчас ситуация изменилась, но женщины по-прежнему зарабатывают гораздо меньше. Гарантированный доход предоставит женщинам пожизненную экономическую независимость и безопасность, считает Пейтмэн.

В конце концов, введение базового дохода многими рассматривается как самый эффективный способ борьбы с бедностью, который позволяет обойтись без неповоротливого бюрократического аппарата, сейчас занимающегося  распределением финансов для социальных программ. Безусловный доход может победить экономическое неравенство и способствовать росту экономики за счет повышения покупательной способности граждан.

Противники этого проекта, в том числе правительство Швейцарии, указывают на то, что введение базового дохода уничтожит стимулы к труду, приведет к повышению налогов и дефициту квалифицированных работников. Из-за снижения работоспособности может произойти спад производства и стагнация. «Искусственная безработица» повлияет не только на снижение доходов, но и приведет к потере статуса, идентичности и жизненного вектора. Как следствие — к аномии и отчаянию. Примечательно, что ни одна из швейцарских политических партий не приводила высокую стоимость внедрения базового дохода в качестве основного возражения.

Впрочем, идея безусловного основного дохода не пользуется широкой поддержкой и среди рядовых граждан Швейцарии. Согласно опросу, проведенному в апреле, только 24% швейцарцев согласны на реализацию этой концепции, 4% не определились и 72% высказались против. Другое исследование показало, что большинство швейцарцев продолжит работать, даже если такой закон будет принят. Только 2% респондентов признались, что собираются уйти с работы, если будут получать 2500 франков в месяц.

Другой распространенный аргумент сводится к вопросу о том, что следует считать приоритетом: основной доход или расширение социальных пособий и государственных программ помощи населению. Предполагается, что безусловный доход заменит пособия по безработице, медицинские выплаты и различные дотации. Барбара Бергманн из Американского университета считает, что социальные механизмы полностью развитого государства гораздо эффективнее, чем один гарантированный доход, поскольку последний не гарантирует, что конкретные потребности человека будут удовлетворены.

По мнению Бергманн введение базового дохода может разрушить такие важные модусы государства, как, например, универсальная система здравоохранения. То есть человеку, получающему гарантированные ежемесячные выплаты,  все равно может просто не хватить денег, чтобы приобрести медицинскую страховку или заплатить за лечение. Отсюда вопрос, как должна была бы соотноситься система безусловного основного дохода с всеобщим доступом к здравоохранению и образованию.

Впрочем, судя по данным экзитполов, швейцарцы не поддержали эту систему - и пока есть время для обсуждения ее достоинств, недостатков и возможностей связи с другими системами социальной политики государства.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.