20 мая 2024, понедельник, 21:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 марта 2016, 10:00

Наутро. 23 марта

Сотрудник завода "Уралхим"
Сотрудник завода "Уралхим"

 

 

На днях заместитель министра финансов Росси Алексей Моисеев заявил, что в случае, если никаких новых шоков для российской экономики не произойдет, то уже ко второй половине этого года российская экономика может выйти на траекторию роста.

«За последние два года у нас экономика испытала три очень серьезных шока. У нас был шок санкций, был один нефтяной шок, второй нефтяной шок, который закончился буквально несколько месяцев назад. И воздействие экономики на второй шок, воздействие второго шока на экономику — то, что сейчас очевидно,— намного меньше, чем первый шок. Экономика приспосабливается, и, я думаю, если новых шоков не последует, мы сможем уже выходить на траекторию роста ко второй половине этого года», приводит РИА Новости слова г-на Моисеева.

Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Сергей Хестанов допустил, что рост экономики действительно может быть, но вряд ли он окажется ощутимым: «Формально рост экономики — это увеличение такого показателя как размер ВВП, начиная от какой-то отчетной даты, то есть, если речь идет о второй половине года, то это соответственно с 1 июля 2016 по 31 декабря. Учитывая то, что российская экономика значительно снизилась за прошлый год и некоторое снижение продолжается и сейчас, формально, может быть, какой-то рост экономики мы и увидим. Особенно если немного подрастут нефтяные цены, то в этих условиях действительно есть шансы увидеть формальный рост экономики», — считает он.

«Но если этот рост и произойдет, то он будет очень небольшим по величине, и большая часть хозяйствующих субъектов и граждан этого просто не заметят, потому что при той структуре экономики, которая наблюдается у нас сейчас, для того, чтобы продемонстрировать темпы роста, сопоставимые с 2004-2008 годами, когда наша экономика действительно энергично роста, для этого необходимо, чтобы нефтяные цены выросли в разы, причем сохраняли этот темп роста достаточно продолжительное время. Это в ближайшем будущем весьма маловероятно», — рассуждает доцент академии.

Он также добавил, что говоря сейчас о возможности экономического роста, важно помнить об эффекте низкой базы: «Это когда какой-то показатель достаточно низкий, как экономический рост сейчас, то естественно, что с низких значений расти гораздо легче. И поэтому формальный рост экономики во втором полугодии, может быть, мы и увидим, но это будет не тот размер роста, который улучшит экономическое положение большинства россиян и большинства хозяйствующих субъектов».

«Чисто формально исключить возможность роста во втором полугодии нельзя. Это может произойти, а учитывая то, насколько наша экономика перед этим упала, то действительно есть большая вероятность. Но не стоит путать этот рост с тем, который мы наблюдали в так называемые «тучные годы», — заключил Сергей Хестанов.

Эксперт Экономической экспертной группы Алексей Балаев напомнил, что основным фактором, определяющим то, когда начнется экономический рост и восстановлений, по-прежнему является динамика цен на нефть. «В принципе, многие консенсус-прогнозы по ценам на нефть предполагают, что к концу года она подрастет до 40-45 долларов за баррель. Соответственно, с текущего уровня это будет существенное восстановление. Поэтому если принять эту гипотезу за правду, то тогда восстановление во второй половине этого года — это реалистичный сценарий, опять же, если предположить, что будет такая динамика цен на нефть.

Конкретно прогноз темпа роста на этот год. В предположении средней цены на нефть порядка 37 долларов, на этот год общее снижение ВВП составит 1,2% при сценарии, что к концу года нефть будет стоить 40-45 долларов, а в среднем будет 37 долларов. Если же рассмотреть более консервативный сценарий, например, если цена будет держаться на уровне 35 долларов, то в этом случае будет снижение ВВП 2% или более. Какой из этих двух сценариев реализуется, сейчас сказать трудно. Основным сейчас является плавное повышение цены до уровня свыше 40 долларов. Скажем так, базовый сценарий — 1,2% снижения, консервативный — 2%», — рассуждает эксперт.

По его словам, в данном случае базовый сценарий нельзя назвать оптимистичным, он просто предполагает, что цена на нефть будет восстанавливаться. «Тот уровень, что наблюдался последний месяц — это ее минимальные значения, дальше будет только восстановление. Я бы сказал, что оптимистичный сценарий — это когда  цена на нефть будет расти более быстрыми темпами и достигнет 50 долларов к концу года. Но и при таких ценах по итогам года может наблюдаться небольшое снижение, потому что в январе снижение ВВП, по оценкам Минэкономразвития, было 2,5% , в феврале и марте, наверняка, тоже будет в районе 2%, судя по имеющимся данным. Соответственно, чтобы к концу года выйти в ноль, даже при хорошей динамике цен на нефть, она должна быть, по нашим оценкам, 50 долларов или более. Это оптимистичный вариант», — резюмирует Алексей Балаев.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений  Василий Колташов поделился с «Полит.ру» своим прогнозом, который оптимистичным точно не назовешь: «В ближайшее время я не ожидаю никаких потрясений для российской экономики. У нас идет медленное сокращение персонала в сфере услуг, что официально принято называть адаптацией бизнеса к экономическим условиям. На самом деле идет подготовка к новой острой фазе и новому обострению экономической ситуации», — уверен он.

«Если оценивать прогну господина Моисеева, то он основан… Ну он ни на чем не основан. Он основан на «если». Если в условиях грозы, черная туча исчезнет с неба, то грозы не будет. Грубо говоря, если в начале грозы туча магическим образом куда-то исчезнет, то грозы не будет, и все будет хорошо — вот на чем основан прогноз. Это ноль. Это ничто, потому что в реальности надвигается катастрофа.

Соединенные ШТаты на грани рецессии, американские экономисты один за другим говорят о том, что рецессия в США уже началась. Это значит, что ситуация в Европе будет такой же, может быть, хуже. Азиатские рынки в плохом положении, Китай в последние месяцы показывал фантастическое падение импорта, и это ситуация, когда мы снова гарантированно получим удар по сырьевому рынку из Азии. Это будет новый азиатский мощнейший очаг кризиса. Это будет такая воронка, которая будет всасывать и разламывать все позитивные ожидания. К этому нужно приготовиться, видимо, эти события произойдут уже в этом году, но вряд ли в течение весны», — считает Василий Колташов.

По его словам, сейчас на рынках наблюдается спекулятивная игра, и американские финансисты стараются не показывать рецессию в США, дают статистику замедления роста и гонят нефтяные цены вверх. При этом американские корпорации уже в середине прошлого года показали отрицательную или нулевую рентабельность, и за этот год ситуация не выправится.

«То есть мы находимся в ситуации, когда закончилась волна падения цен на нефть, произошел отскок спекулятивный и готовятся новые внешние удары. Внутренние мощные факторы, которые будут дестабилизировать российскую экономику известны: это падение спроса на рынке недвижимости, это очень дорогой кредит, это падение потребительского спроса — ничего нового здесь нет. При этом все расчеты строятся на том, что мы извне получим руку помощи, и будет все хорошо, то есть будет повышаться международный спрос на российские товары, будут расти цены — вот на этом основан позитив, а все будет ровно наоборот, в первую очередь, как я сказал, под влиянием Азии», — объяснил эксперт.

При этом он посоветовал, в первую очередь, подготовиться морально к тому, что дальше будет сложно. «Каждое укрепление рубля необходимо рассматривать как ситуацию, когда стоит закупить импорт, например, технику или другие товары, чтобы просто иметь небольшой запас, который может понадобиться через полгода примерно. К тому же, надо иметь хотя бы небольшой запас иностранной валюты, сейчас как раз время снова закупать доллары, ожидая нового движения вниз. Хотя доллар уже входит в рискованную зону, как и евро, в связи с надвигающейся рецессией в США, но по своим позициям он все равно будет намного сильнее рубля, который будет ослабевать», — говорит эксперт.

Колташов уверен, что политика властей сейчас в корне неверная: «Дело в том, что у наших властей наблюдательная антикризисная стратегия, то есть они ждут, что погода улучшится и будут благоприятные обстоятельства, которых просто нужно дождаться. Вот их стратегия. Они думают, что они эту стратегию эффективно применили в 2008-2009 годах, когда смогли дождаться повышения цен на нефть, и сейчас им кажется, что эта стратегия себя оправдала. Они не девальвировали рубль  в тот момент, когда его можно было девальвировать в декабре-январе, они держали его и дождались повышения цен на нефть. Кажется, что это все правильно, но дело в том, что повышение цен на нефть основано на спекулятивной игре в условиях развивающегося кризиса и в США, и в Китае. То есть эта сладкая парочка, США и КНР, видимо, будут вместе входить в рецессию. Это будет сильно влиять на ситуацию, мы находимся в ситуации, когда вызревают очень мощные, как в 2008 году, внешние удары. Все, что было до этого, это была прелюдия: падение китайского фондового рынка, за которым последовал обвал цен на нефть», — рассуждает он.

По прогнозу эксперта, дальше стоит ждать новой волны. При этом он заметил, что уже последние два года в мировой экономике происходит волнообразное ухудшение: чередуются периоды падения и периоды некоторой стабилизации. «В принципе, уже можно было бы понять, что за текущей стабилизацией должно последовать ухудшение. Но дело в том, что работа чиновников в том, чтобы успокаивать рынок, проводить словесные интервенции», — скептически заметил Василий Колташов.

Он уверен, что нужно менять экономическую политику и проводить реальную политику реиндустриализации, агрессивно замещать импорт, а не стихийно. «Нужно вводить высокие таможенные пошлины, заградительные пошлины на импортные товары, просто взять и не пустить целый ряд товаров на наш рынок. Например, следует не допускать использования в строительстве ничего, произведенного за пределами России или Евразийского союза, ввести школьную форму, которая была бы произведена в России, и так далее. Нужно обязать, чтобы все до последней ручки чиновника было произведено в России. Почему российская государственная система может покупать что-то иностранное? Эти закупки должны стимулировать внутреннее производство и создание рабочих мест», —считает эксперт Василий Колташов. Он добавляет, что такая протекционистская политика как раз  привлечет инвесторов, которые поймут, что те же товары, произведенные в других странах, просто не попадут в Россию.

У нас политика свободной торговли, у нас чрезмерно открытый рынок, и естественно нет смысла создавать здесь производства, рабочие места. В результате рубль оказывается очень уязвимой валютой и реагирует на все изменения цен на нефть. Можно ли полагаться на рубль в этой ситуации? Надежна ли эта валюта? Абсолютно не надежна и не устойчива», — подвел итог эксперт ИГСО. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.