20 мая 2024, понедельник, 21:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 19 января

Деньги
Деньги
Фото: haber10.com
 

За 2015 год объем чистого оттока капитала из России составил 56,9 миллиарда долларов, что почти в три раза меньше в сравнении с показателями 2014 года, когда отток капитала был 153 миллиарда долларов. Об этом сообщается на сайте Центробанка.  При этом говорится, что главной составляющей в вывозе капитала в прошлом году стало погашение частного внешнего долга.

Напомним так же, что в марте 2015 Минфин и Минэкономразвития озвучивали свои предположения относительно объемов оттока капитала за год, и данные Центробанка оказались почти вдвое ниже предполагаемых. Оба министерства ожидало оттока не менее, чем 100 миллиардов долларов.

Экономист, преподаватель РАНХиГС Владислав Гинько напоминает, что методологически отток капиталов включает в себя в том числе и обменные операции, то есть перевод российских рублей в иностранную валюту. «При этом эта иностранная валюта может не покидать пределов Российской Федерации, находиться внутри страны, но это тоже будет считаться и входить в отток капитала»,— подчеркивает он.

Гинько замечает, что отток капитала — это в том числе инвестиции российских граждан и компаний за границей в зарубежную недвижимость, в ценные бумаги. «С экономической точки зрения это показывает, что есть возможность заработать в России и вложить эти средства, куда уже собственник этих средств считает нужным, то есть он может и вкладывает их внутри России. Понятно, что средства, вложенные внутри России, напрямую работают на российскую экономику, создают рабочие места, развивают экономику в целом, а средства, вложенные за границей, естественно, способствуют развитию и созданию рабочих мест за границей», — поясняет эксперт.

По его словам, надо понимать, что отток капитала сам по себе не является понятием, несущим исключительно негативную окраску, так как во многих странах этот термин не используется, а заменяется формулировкой «инвестиции за границей». «Конечно, в российской ситуации, когда мы сталкиваемся с определенными экономическими затруднениями, с точки зрения развития экономики, безусловно, интереснее, когда средства остаются внутри страны, и желательно, чтобы в рублях, а не переведенные в иностранную валюту», — добавляет Владислав Гинько.

Сокращение объема капитала почти в три раза он связывает с рядом мер, предпринятых Центральным Банком и правительством по работе с держателями крупных капиталов,  чтобы стимулировать вложение этих средств внутри страны. «Плюс еще, сокращение оттока капиталов связано и с санкциями, введенными в отношении российской экономики, секторальных санкций, в том числе и санкций, связанных с взаимодействием с российскими компаниями — это создает повышенные риски для любого бизнеса, работающего за границей или выводящего капитал за границу. Поэтому с учетом этих рисков средства больше остаются в стране, чем ранее», — рассуждает экономист.

«Ну и опять же, отток капитала — это инвестиции, которые иногда могут быть очень выгодными. То есть когда мы приобретаем или вкладываем в активы, например, в сеть бензоколонок за рубежом, то на этом можно заработать, эксплуатируя эту сеть и продавая бензин в тех или иных странах. Поэтому стоит обратить внимание, что любые страны мира инвестируют за границу. Как пример я приведу Китай, который около 9 миллиардов долларов вложил в американские компании, занимающиеся разработкой нефти, в том числе нетрадиционных сланцевых нефти и газа. То есть это нормальная практика, когда средства вкладываются за границей и на этом зарабатывается»,— рассуждает Владислав Гинько.

Российская экономика, подчеркивает эксперт, обладает очень большим потенциалом: «Мы имеем выгодные стороны: у нас относительно невысокое налогообложение с доходов и с капитала, у нас невысокий уровень задолженности государственных органов, суммарная задолженность граждан, компаний, банков и госорганов, с учетом снижения стоимости рубля, все равно остается одной из самых низких в мире. Поэтому с этой точки зрения наша экономика привлекательна, потому что она устойчива. На мой взгляд, не стоит вопрос о возможности дефолта. Я знаю, что звучали высказывания о том, что может быть схожая ситуация с 1998 годом, но тогда был совершенно другой уровень задолженности госорганов. Сейчас он в несколько раз меньше, чем наши международные резервы. Если опять же сравнить ситуацию с Китаем, то у него задолженность составляет 28 триллионов долларов, и это в 3,5 раза больше, чем объем золотовалютных резервов страны. Получается зеркально обратная ситуация: резервов Китая в разы меньше, чем общий уровень задолженности».

По его словам, нынешняя ситуация сокращения оттока капитала связана с комплексом факторов. «В частности, одним из важнейших стала внутренняя работа, взаимодействие с бизнес-сообществом, в этом плане санкции привели к возникновению рисков при вложении средств в активы за границей (а в ряде случаев и при выезде за границу). Все это привело к тому, что сокращается объем оттока капитала», — говорит эксперт.

«В поисках ответа, почему произошло резкое сокращение оттока капитала, я бы обратил внимание на наш энергетический сектор экономики. Если говорить про наш нефтегазовый сектор, то мы в 2015 году мы установили мировой рекорд по добыче нефти. Кстати, и мировой спрос, несмотря на снижение цен на нефть, тоже является одним из рекордно высоких, если говорить о потребляемых миллионах баррелей. Я думаю, средства, которые могли бы уйти за границу, остались внутри страны и связаны с  дополнительной разработкой и добычей нефти. То есть эти средства понадобились для поддержания и расширения производства, мы увеличили объем добычи нефти, полезных ископаемых. Компаниями, которые занимаются этим, принято решение, что нашей стране важно удержать собственную долю на мировом рынке нефти»,—рассуждает эксперт академии.

Он также подчеркивает, что экономическая политика правительства предполагает не только выделение бюджетных средств, но и привлечение  частных для поддержки отдельных отраслей. «За счет этого так же происходит уменьшения оттока капитала, который мог бы быть. Политика правительства заключается в том, что министры говорят бизнесменам о готовности поддержать автомобильную, транспортную, нефтегазовую или другую отрасль, и что они готовы выделить определенную сумму средств из бюджета, но бизнес должен выделить не меньшую сумму средств для того, чтобы развивать конкретные направления. Поэтому здесь, внутри страны, средства и остались»,— заключает преподаватель РАНХиГС.

Главный аналитик «Нордеа Банка» Денис Давыдов последовательно объяснил, почему сейчас наблюдается такое снижение объема оттока капитала: «Сокращение оттока капитала по итогам 2015 года выглядит вполне закономерно. Во-первых, чисто технически, если рассматривать график погашения внешнего долга и сокращение профицита по счету текущих операций, то оба этих компонента сыграли в пользу снижения оттока капитала. Так в 2014 году погашено около 130 миллиардов, а в 2015 – немногим более 110 миллиардов долларов внешней задолженности. Забегая вперед можно отметить, что в текущем году объем погашений составит около 70 миллиардов долларов. Касательно счета текущий операций, среднее значение положительного сальдо по счету в 2014 году составляло около 16 миллиардов долларов ежемесячно, тогда как в 2015 году — лишь 12,3 миллиарда долларов», —говорит Давыдов.

«Но как уже это было сказано, это технические моменты, которые обусловлены методологией подсчета данного показателя. Что же касается «фактического» перемещения капитала, то, во-вторых, в 2015 году можно отметить заметное снижение градуса геополитической напряженности. В отношении России уже практически нет попыток ввести новые ограничения и/или санкции, что также если и не улучшает, то, как минимум, смягчает ситуацию по части инвестиционной привлекательности, а это в свою очередь сокращает отток капитала.

В-третьих, что впрочем, тоже больше технический момент, граждане РФ стали в меньшем объеме конвертировать валюту, к сожалению, на фоне сокращения располагаемых доходов. Сюда же можно приплюсовать сократившийся объем турпоездок, который также вносил вклад в отток капитала. В-четвертых, замедлился отток средств из фондов, инвестирующих в российские активы. Здесь на руку сыграла девальвация российской валюты, т.к. для иностранных инвесторов заметно привлекательней стала  цена на акции и облигации, номинированные в национальной валюте», — объясняет эксперт.

Говоря о перспективах 2016 года, Денис Давыдов напоминает, что Минэкономразвития ожидает оттока порядка 50 миллиардов долларов. «С оценками в целом можно согласиться. Меньший объем внешних платежей по обязательствам, сокращение профицита по текущему счету, относительная стабилизация на политической арене, относительно неплохое состояние госфинансов, сохранение привлекательности (в рублевой оценке) российских активов, то есть все те же факторы, которые сыграли в плюс в 2015 году, продолжат и в 2016 работать в пользу сокращения оттока капитала. В тоже время основными вызовами остаются негативные тенденции в глобальной экономике и низкие цены на углеводороды», — резюмирует главный аналитик «Нордеа Банка» Денис Давыдов.       

Заместитель директора аналитического департамента Альпари Дарья Желаннова также подчеркнула, что согласно заключениям мегарегулятора, основная часть оттока капитала в прошлом году была сформирована именно в первом полугодии, когда шли процессы погашения внешних обязательств банками и наращивания иностранных активов прочими секторами.

«На 2016 год к оплате запланировано 56 миллиардов долларов, в 2017-м — 53 миллиарда долларов, а в 2018 году — 47 миллиардов долларов. По данным ЦБ, в первом полугодии 2015 года инвестиции в Россию составили 4,3 миллиарда долларов, по итогам 2014 года – 22,89 миллиарда долларов», — добавила она.

Кроме того, Дарья Желаннова поделилась с «Полит.ру» своим прогнозом о том, как себя будет чувствовать российская экономика в этом году: «Для России 2016 год начался не очень оптимистично. Перспективы экономики по-прежнему будут определяться ситуацией на нефтяном рынке. На текущий момент котировки едва достигают отметок в 29-30 долларов за баррель Brent. Динамика цен на черное золото определит курс рубля, ситуацию с бюджетом и общую картину в экономике», — считает она.

«Если цена на нефть упадет до 20 долларов за баррель, то долго она там не задержится. Закрепиться ниже этой отметки – оснований сейчас нет. Тем не менее, в такой ситуации курс рубля ослабнет вслед за нефтью и отыграет назад при росте нефтяных котировок.В целом у российской экономики есть «страховка» – международные резервы, которые на 25 декабря 2015 года составляют 370,2 миллиарда долларов», — говорит эксперт Альпари.

«С высокой вероятностью, в 2016 году цена на нефть поднимется выше 50 долларов за баррель Brent. В пользу реализации такого сценария говорят факты снижения объема добычи нефти в США, снижение инвестиций в отрасль, банкротство ряда компаний, разрабатывающих сланцевые месторождения, снижение числа буровых установок. С учетом того, что спрос на нефть в мире остается сильным, а американские нефтедобывающие компании сокращают производство, обеспечивавшее сильное превышение предложения над спросом, цены на черное золото будут расти», — уверена она. Желаннова добавляет, что ситуация на Ближнем Востоке остается напряженной и не исключено, что ОПЕК будет предпринимать меры в отношении нынешней ситуации, поскольку долго существовать при столь низких ценах на нефть странам-экспортерам сложно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.