20 мая 2024, понедельник, 17:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 21 декабря

 

Правительство поддержало законопроект Министерства культуры и Комитета по культуре Государственной думы о меценатстве, пишет газета «Известия». Согласно этому документу, благотворительные взносы коммерческих предприятий на поддержку госучреждений культуры будут включены в те затраты, которые можно применять до расчета налога на прибыль. То есть фактически предлагается направлять средства учреждениям культуры не из прибыли, а из себестоимости.

Документом предполагается, что в течение отчетного налогового периода предприятие может пожертвовать культурным учреждениям не более 1% выручки от реализации.

Министр культуры Владимир Мединский сообщил изданию, что это простимулирует благотворительную деятельность коммерческих структур, которые станут активнее жертвовать средства культурным госучреждениям:  «Это абсолютно революционно, такого не было никогда. Мы предлагаем направлять средства учреждениям культуры не из прибыли, а на себестоимости. Я могу сказать — я общаюсь с бизнесом — после принятия этого закона десятикратно увеличатся объемы меценатской поддержки в стране», — цитирует его газета.

Глава Министерства культуры также рассказал, что в результате сложной дискуссии авторам документа все же удалось найти общий язык с Минфином, который в итоге поддержал законопроект. Со стороны правительства документ тоже получил положительный отзыв, однако был получен отрицательный юридический отзыв. «До конца года мы этим вопросом займемся, и, надеюсь, все-таки законопроект окажется в Федеральном собрании и будет принят в кратчайшее время. Он очень важный, очень нужный. Самое главное, что он позволит создать практическую возможность для дополнительного финансирования культуры», — считает Владимир Мединский.

Заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления РАНХиГС Илья Быковников полагает, что начинание не привлечет меценатов в эту сферу: «Причин две: во-первых, до сих пор не утвержден перечень, во все ли учреждения сферы культуры, или в учреждения искусства будут признаваться данные взносы, или же по какому-то ограниченному перечню», —поясняет он.

«Во-вторых, что касается самой инициативы в общем и целом, то нужно четко понимать, что на сегодняшний день 1% выручки от основной деятельности — это тот максимум, который в течение года может быть внесен без каких-либо налоговых последствий с уменьшением величины базы по налогу на прибыль. Поэтому это тоже, на мой взгляд, не тот объем средств, который бы позволил говорить именно о всплеске», — добавляет эксперт академии.

Тем не менее, по его мнению, для учреждений культуры это хорошее начинание, и, возможно, первый шаг в направлении их развития за счет вот такого источника финансирования.

«На сегодняшний день, прямых льгот по налогу на прибыль, в прямом понимании этого понятия, у нас нет. То есть меценатство у нас сегодня если и может формироваться легальным путем, то по большей части в виде создания некоммерческих организаций. Вот эти взносы в уставный капитал тогда не будут являться налогооблагаемыми, с другой стороны, это ведь взносы в уставный капитал, то есть часть имущества того мецената, который будет эти взносы осуществлять. Поэтому это нельзя считать каким-то льготным путем, с точки зрения налогообложения», — заключает Илья Быковников.

Другой эксперт, председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко, поддерживает это начинание: «Законопроект интересный. В принципе любой законопроект, который в том или ином виде поддерживает меценатство, полезен. На мой взгляд, законопроект в основном затронет тех предпринимателей, которые уже занимаются благотворительной деятельностью», — считает он.

Однако Кравченко тоже сомневается, что это станет серьезным стимулом для привлечения средств  в сферу культуры: «Вряд ли законопроект даст сильный толчок развитию меценатства, но можно сказать, что это первый шаг для законодательного стимулирования предпринимателей к благотворительности, для широкого вовлечения предпринимателей в благотворительность, необходимы дополнительные налоговые льготы. Также главное, чтобы недобросовестные предприниматели не стали использовать законопроект в мошеннических целях, хотя законодательное ограничение в 1 % будет своеобразным ограничителем», — говорит руководитель ассоциации.

Некоторые эксперты говорят о несовершенстве нового законопроекта. Так, директор Центра правового обслуживания Анна Коняева в целом положительно оценивает эту инициативу, однако считает, что законопроекту необходима доработка: «Предполагается внесение пожертвований только в пользу учреждений культуры, а не в пользу любой некоммерческой организации, что ограничивает сферу применения данного документа, также не учитываются другие актуальные направления меценатства: поддержка искусства и науки», — поясняет она.

По мнению г-жи Коняевой, очень важно, чтобы в законопроекте были максимально подробно описаны критерии расходов, которые можно отнести к пожертвованиям: в какие именно учреждения культуры можно будет направлять пожертвования, на какие цели, в каком объеме и так далее. «При отсутствии конкретики возникнут риски того, что налоговой орган впоследствии доначислит предпринимателю налог на прибыль и посчитает пожертвования нецелевыми, указав, что учреждение культуры направило деньги, к примеру, на покупку дорогого авто или кресла в кабинет руководителя. В итоговом законопроекте должны быть отражены все нюансы», — говорит эксперт.

«Однако для тех компаний, которые и сейчас занимаются подобной деятельностью и поддерживают именно учреждения культуры, либо намерены в ближайшее время себя попробовать в качестве меценатов (пусть даже и в имиджевых целях), подобный закон, безусловно, станет стимулом.

Полагаю, что финансовая составляющая не маловажна и принимается во внимание, конечно, всеми предпринимателями. Все-таки бизнес есть бизнес и основная задача любой коммерческой организации – это извлечение прибыли. Законодателю нужно пойти далее и сделать максимально доступной информацию о таких меценатах и об их благотворительной деятельности, предоставить возможность компании, делающей взносы, размещать публично информацию о такой деятельности в специальном реестре. Сейчас довольно большую долю даже у среднего бизнеса занимает реклама, маркетинговые исследования. Поэтому в том случае, если плоды от того, что компания получит статус мецената (уменьшение налогового бремени + положительный авторитет), будут хотя бы равны понесенным расходам, многие фирмы задумаются о благотворительной деятельности»,— рассуждает Анна Коняева.

Она добавляет, что существуют и другие меры: «Во Франции, например, организации, способствующие сохранению культурного наследия, получают исключительные налоговые льготы. При этом деньги поступают сначала в специальные фонды, а затем централизованно распределяются между учреждениями науки, культуры и искусства», — резюмирует эксперт Центра правового обслуживания.

Директор Центра корпоративной социальной ответственности ММВШБ МИРБИС Светлана Герасимова тоже в целом поддерживает эту идею, однако считает ее «недостаточной и фрагментарной»: «Нет ответа на государственном уровне на вопрос «что» и «зачем» делаем. Льготы по налогообложению меценатской деятельности — только один шаг, и хорошо, что это будет способствовать широкой общественной дискуссии — а что же кто кому должен в цепи ответственности «государство-общество-бизнес-гражданин»?» — говорит она.

По мнению Герасимовой, есть целый ряд проблемных моментов: «Нельзя все социальные и культурные вопросы повесить на бизнес: у него есть своя логика развития и свои задачи, но при этом бизнес часть общества и социокультурный феномен и, безусловно, имеет обязательства. В частности, из комментариев Мединского видно, что предполагается активное включение бизнеса в финансирование учреждений культуры. Бизнесу что, предлагается замещать собой функции государства? В какой мере и в каких случаях это должно происходить?» — рассуждает она.

«Вторая проблема – это вопрос обеспечения прозрачности. Невозможно не задуматься о коррупционной составляющей, мошенничествах  или фальсификациях при реализации подобной схемы. Поэтому вопрос полной прозрачности использования этих средств актуален. При том, что часто именно государство предлагает бизнесу внести средства в какой-то фонд и не обеспечивает контроля эффективности их расходования. А что касается бизнеса, напомню, что подобные льготы на благотворительную деятельность в России уже были, и их отменили именно потому, что они использовались для оптимизации налогообложения.

Третье, вопрос оценки социальных результатов. Кто будет решать, ЧТО бизнес и культура будут делать вместе? Кто будет оценивать социальный результат, ради чего все это делалось, не принесло ли это социального вреда и действительно ли это то, что способствовало развитию общества? И вопрос этот для современной культуры совсем непрост»,— говорит эксперт.

Она считает, что перед введением подобных льгот государству нужно очень четко и внятно обозначить бизнесу приоритеты и задачи в культурном и социальном направлении. «Я сошлюсь на опыт  стран ЕС, Китая, Кореи, Сингапура,  ЮАР, Бразилии, с недавнего времени  Казахстана и ряда других стран, у которых есть четкие приоритеты развития и даже государственная политика в области корпоративной социальной ответственности, в которой раскрыто, что под этим понимается, как это поощряется, поддерживается и оценивается. У нас же приоритеты не обозначены, критериев оценки социальных результатов нет, системы поддержки и поощрения прозрачных и социально-ответственных компаний тоже нет. Предлагаемая мера - лишь маленький фрагмент в системе развития ответственной деловой практики в стране».

«Важно также различать частную и корпоративную благотворительность, первая исходит из личных целей и предпочтений (мотивы могут быть самые разные - смысл жизни, интеллектуальное или эстетическое удовольствие, расширение социальных связей, следование традициям и правилам, исполнение чьего-то приказа и т.п.); а вот корпоративная благотворительность строится на логике и приоритетах развития компании, корпоративных ценностях и том, что компания хочет сообщить о себе миру. И в таком случае взаимодействие бизнеса и учреждений культуры должно быть совместным проектом, в котором  ценность должна быть и для бизнеса, и для общества», — резюмирует эксперт ММВШБ МИРБИС.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.