20 мая 2024, понедельник, 16:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

ФНС. Семь шапок из одной шкуры бизнеса

Налоговая проверка
Налоговая проверка
Фото: nalog.ru

Российская налоговая служба в условиях сокращений поступлений в бюджет доходов от экспорта нефти все сильнее давит на бизнес, повышая собираемость налогов. Связано это с повышением качества работы ФНС или с требованием правительства собрать как можно больше денег непонятно, ясно одно: долго повышать собираемость налогов за счет улучшения администрирования невозможно.

Исследование на тему налоговых проверок провела одна из крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний KPMG, копия отчета оказалась в распоряжении «Ведомостей». В 92% из более чем 50 опрошенных компаний отметили, что налоговые проверки стали в последнее время более пристрастными. У 16% компаний увеличился срок проверок, у 74% компаний налоговики стали требовать больше документов.

«Ведомости» провели свой собственный опрос и он показал, что данные KPMG соответствуют действительности. Так, руководитель российской налоговой и таможенной практики Dentons Джангар Джальчинов отметил, что никогда раньше не было так много споров по делам о непредоставлении документов. Также заметно меняется и судебная практика: аргументы, которые раньше арбитражные суды принимали, в последнее время часто признаются необоснованными. Также ужесточаются налоговые проверки, теперь в группу проверяющих входят представители МВД, которые проводят допросы сотрудников компании и ее контрагентов.

Других больше беспокоит то, что в 2015 году правоохранительные органы получили право возбуждать уголовные дела по «налоговым» статьям без согласования с ФНС. Таким образом иногда дела могут быть возбуждены на основании доносов или сообщений в прессе.

Статистика отчасти подтверждает рвение налоговой службы. За 9 месяцев 2015 года в результате камеральных проверок было доначислено чуть больше налогов, чем за весь 2014 год (57 против 56,5 млрд рублей). С выездными проверками пока такой красивой статистики не получается. С января по сентябрь в результате таких проверок доначислено 213,4 млрд, что составляет как раз около 75% от уровня 2014 года, 288,3 млрд. При этом число выездных проверок снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 годом на 15,1%, то есть их эффективность выросла.

При этом не стоит забывать, что именно в 2015 году Федеральная налоговая служба внедрила систему АСК-НДС-2. Эта программа отслеживает уплату НДС по всем цепочкам контрагентов с момента старта продаж до конечного потребителя.

С 2015 года все налогоплательщики обязаны включать в декларацию по НДС сведения из книг покупок и продаж. Полученные данные от всех юрлиц автоматически сверяются друг с другом и таким образом выявляются расхождения в цепочке.

Пока работа системы только настраивается, налоговикам требуется много уточнений по отчетности компаний, а это отражается и на сроках проверок, и на объеме запрашиваемых документов.

В любом случае, улучшение качества администрирования налогов сейчас как нельзя кстати. В 2014 году налоговые поступления дали бюджету 54% поступлений, с падением цен на нефть их доля будет только возрастать.

 
Михаил Мишустин. Фото: nalog.ru

По данным главы ФНС Михаила Мишустина, более трети прироста налоговых поступлений по прибыли и НДС обеспечено именно налоговым администрированием. Всего в последние годы налоговое администрирование обеспечивает около четверти роста сборов.

Но и в самой налоговой службе признают, что улучшение администрирования — хороший способ увеличить сбор налогов, но на него нельзя рассчитывать в долгосрочной перспективе. В своем недавнем интервью «Коммерсанту» Мишустин признал, что при определенных сложностях в экономике не стоит наедятся на рост налоговых поступлений, как бы хорошо не было налажено их администрирование.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.