20 мая 2024, понедельник, 21:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 декабря 2015, 11:20

Повышение ставки: причины и следствия

Повышение процентной ставки ФРС США
Повышение процентной ставки ФРС США
Фото: abc30.com

Долгожданное решение ФРС повысить ключевую процентную ставку вызвано рядом обстоятельств, под действием которых находится американская экономика. А повлечет за собой последствия для всей мировой экономики – как, собственно, и происходит после роста стоимости заимствований на одном из основных мировых рынков капитала.

Основное обстоятельство, под влиянием которого ФРС повысила ставку - существование определенной зависимости между численностью занятых/безработных, ставками заработных плат и индексом цен, которая описывается т.н. кривой Филипса и носит название «модель инфляционной спирали цен и заработной платы».

Зависимость между числом занятых/безработных и ценами выглядит следующим образом. Если занятость начинает расти, то после падения безработицы ниже порогового значения (4,8% - т.н. естественная норма безработицы), возникнет относительный дефицит рабочей силы, и начинают расти ставки заработных плат. Рост ставок приводит к росту себестоимости продукции и, если производители могут переложить этот рост в цены, то и к росту цен. Если, в свою очередь, рост цен начинает превышать пороговые значения (2% в год), то профсоюзы начинают требовать еще одного повышения ставок заработных плат, чтобы компенсировать рабочим и служащим падение реальных доходов. Поскольку экономика находится на подъеме, а заработные платы и прибыли растут за счет повышения производительности труда, то предприниматели относительно легко соглашаются на повышение ставок, считая, что уменьшение прибыли из-за этого будет несущественным. А если оно все же будет существенным, то они опять же смогут переложить увеличение расходов на персонал в цены и тогда снижения прибылей вообще не будет.

В принципе, если изменение цен и ставок заработных плат находится в установленном пределе, то ничего страшного в этом нет. Более того, экономическая теория даже рекомендует поддерживать постоянный умеренный рост цен (т.н. рефляцию), чтобы сбыт продукции происходил бесперебойно. Но если цены и ставки начинают зашкаливать, то стимул к производству теряется полностью, так как хозяйственным агентам будет выгоднее получение более легкой инфляционной прибыли, чем прибыли от производства.

Так как в результате стагнации или даже падения производства безработица начинает увеличиваться, то это приводит к падению ставок заработных плат, номинальных доходов и, соответственно, цен на товары и услуги. После их падения экономика возвращается к состоянию равновесия, но только при более низком уровне занятости и выпуска продукции. Причем иногда это равновесие может быть достигнуто только на очень низком уровне, что чревато разного рода конфликтами, допускать которые политические и экономические власти по понятным причинам не хотят. Поэтому они стараются проводить политику оптимального роста и не допускать как перегрева, так и переохлаждения экономики. Достигается этот оптимальный рост косвенным регулированием – кредитно-денежной политикой, так как методы прямого регулирования – контроль за ценами и ставками заработных плат – в рыночной экономике малоэффективен.

Но эту модель управления экономическим развитием можно использовать если все ее показатели ведут себя «правильно». Однако вся трудность текущей ситуации как раз в том и заключалась, что при снижении безработицы до уровня, близкого к пороговому (в октябре и ноябре она составляла 5%), и при росте средней часовой ставки заработной платы на 2% (c $20,77 в ноябре 2014 года до $21,19 в ноябре 2015 года), потребительские цены практически не менялись. За прошедшие 12 месяцев их рост составил только 0,5%, что является пренебрежимо малой величиной.

То есть, один из ключевых показателей этой модели портил всю картину, и вынуждал ФРС тянуть с принятием решения, которое рынки ждали уже несколько месяцев.

Индекс потребительских цен менялся медленнее, чем другие ключевые показатели «кривой Филипса», так как ценовая динамика по отдельным товарным группам, входящим в потребительскую корзину, имеет очень разнонаправленный характер. Так, за последние 12 месяцев эта динамика выглядит следующим образом.

Товарные группы

За год, оканчивающийся в ноябре 2015 года

Общий индекс цен, %

0,5

продовольствие

1,3

бензин

- 24,1

печное топливо (мазут)

- 31,4

электроснабжение

- 0,2

газоснабжение

- 11,7

новые автомобили

0,2

подержанные автомобили

- 0,6

одежда

- 1,5

медикаменты

2,5

жилища

3,2

транспортные услуги

2,3

медицинские услуги

3,1

(без исключения сезонности)

Из этих данных хорошо видно, что общий индекс цен «тянут вниз» цены на энергетические товары – автобензин, топливо для зданий, и газ. Причем, это снижение совершенно аномальное, и вызвано искусственным падением нефтяных цен. Цены на остальные группы растут или снижаются в разумных пределах, и если, скажем, элиминировать влияние цен на энергоресурсы, то общий индекс цен наверняка будет приближаться к искомым 2% в год.

Если бы ФРС принимала действующий индекс цен без учета этого обстоятельства, то она могла бы попасть в ловушку в ситуации роста цен на нефть и нефтепродукты. Тогда индекс потребительских цен мог бы очень быстро проскочить пороговое значение и ФРС пришлось бы бороться уже с фактической инфляцией, вместо того, чтобы заранее предупреждать ее появление.

Таковы обстоятельства развития американской экономики, которые повлияли на решение ФРС повысить ключевую процентную ставку. Теперь это решение вызовет последствия для всего мирового хозяйства. Основными из них будут следующие: ревальвация доллара относительно других валют (особенно евро), дальнейшее снижение нефтяных цен и угнетенное состояние американского рынка капитала.

Обесценение евро началось еще полгода тому назад, когда европейский Центробанк в начале марта начал программу количественного смягчения, а в декабре продлил ее дальше. Евро тут же стал падать относительно других валют – относительно доллара он в среднем подешевел на 12%, иногда проваливаясь даже на 15%, по отношению к швейцарскому франку – на 12%, к иене – на 10%, и к британскому фунту – на 9%. Причем на последнем, декабрьском, заседании, ЕЦБ не сильно увеличивал собственные эмиссионные возможности, видимо считая, что ФРС все равно повысит свою процентную ставку, после чего евро снова будет снижаться, причем без дополнительных усилий ЕЦБ. Руководство европейского Центробанка оказалась право, потому что решение ФРС опять укрепило доллар и заодно снизило экспортные возможности американских производителей.

Укрепление доллара относительно других мировых валют повлечет за собой еще одно следствие, которое негативно отразится на американском хозяйстве, особенно нефтедобыче. Поскольку мировые цены на нефть номинированы в долларах, то его укрепление автоматически приводит к их снижению. Вряд ли это обстоятельство обрадует компании отрасли, не говоря уже о компаниях других стран, которые и так находятся в тяжелой финансовой ситуации.

И, наконец, третьим последствием роста ставки ФРС будет хорошо предсказуемая реакция фондового рынка. После роста ставки курсы ценных бумаг тут же упадут, а это приведет к ряду печальных обстоятельств, причем не только для всех хозяйственных агентов США, но и для иностранных компаний и государств, делающих заимствования на американских биржах. Для них вырастет стоимость заимствований, кроме того, заемщикам придется докупать ценные бумаги на рынке, чтобы довнести обеспечение по полученным ранее кредитам под залог этих бумаг, так как его стоимость уменьшилась. Для тех хозяйственных агентов, которые смогут это сделать – это дополнительные расходы, а для тех, кто не сможет – банкротство.

Падение курсов ценных бумаг, безусловно, затормозит экономический рост в США, что может быть очень кстати для американской экономики, но заодно оно затормозит рост и в других странах мира, что было бы уже совсем некстати, учитывая непростую ситуацию в мировом хозяйстве.

Разумеется, экономика России тут же почувствует результаты принятого решения на себе, так как падение цен на нефть еще больше снизит ее доходы от экспорта углеводородов и уменьшит валютную выручку, что вместе с ростом курса доллара загонит рубль еще ниже. А вот рост стоимости заимствований на американском рынке капиталов на нас никак не подействует, так как большинство крупных российских компаний и так находится под санкциями и делать внешние заимствования на этом рынке не может. Хоть здесь какое-то облегчение — падать некуда.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.