3 июня 2024, понедельник, 09:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 октября 2015, 13:40

За что мы любим Михалкова

Никита Михалков
Никита Михалков
пресс-служба форума «Таврида»

Сегодня режиссеру Никите Михалкову исполнилось 70 лет. В интернете Михалкова обычно ругают, однако редакция «Полит.ру» решила вспомнить, за что Михалкова следует любить. 

За любовь к Москве

18-летний Никита Михалков исполнил в комедии Георгия Данелия 1964 года «Я шагаю по Москве» одну из своих первых ролей, которая сразу же принесла ему всесоюзную известность. В финале Михалков поет песню «Я шагаю по Москве» на слова Геннадия Шпаликова. Простой сюжет, молодые звезды советского кино, операторская работа Вадима Юсова и музыка Андрея Петрова сделали этот фильм одним из лучших о Москве. 

За мечту

Свой дебютный полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никита Михалков снял в 28 лет под влиянием спагетти-вестернов Серджо Леоне. Он внес в киноленту все ключевые компоненты жанра — поезд с золотом, ограбление, стрельба, лошади, плохие и хорошие парни, и добавил кое-что от себя: искренние представления о человеческом рае в молодом советском государстве. Первая работа Михалкова получилась мощной и запоминающейся благодаря музыке композитора Эдуарда Артемьева и легендарному актерскому составу. 

За искреннюю любовь к кинематографу

В 1975 году Михалков снял драму «Раба любви», в котором воспел свое любимое дело — кинематограф. Звезда немого кино Ольга Вознесенская переосмысливает свое существование на фоне грянувшей Революции. Михалков потом признался, что последняя фраза, ставшая крылатой, была переозвучена по политическим соображениям. Изначально Вознесенская говорила догонявшим ее казакам «Господа, я не с ними, я с вами». Очень симптоматично, учитывая идеологические метания самого Михалкова.

За вечные ценности 

В драме 1977 года «Неоконченная пьеса для механического пианино» по произведениям Чехова Михалков поднимает вопросы о вечных ценностях жизни. Именно в этом фильме Михалков смог до конца раскрыть творческие потенциалы своих актеров: герой Александра Калягина терпит потрясающую по своей глубине душевную трансформацию. Однозначный шедевр.

За наглость 

В мелодраме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1982) Михалков появляется в эпизодической роли проводника Андрея, который избивает главного героя — пианиста. В этом знаковой для себя роли Михалков воплотил всю свою напористость (наглость в хорошем смысле), которая сейчас, к великому сожалению, обернулась для него катастрофой: проводник в реальном Михалкове победил режиссера. 

За мохнатого шмеля 

Советский фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», стал лучшим по версии журнала «Советский экран» и снискал любовь у зрителей. Михалков сыграл в фильме владельца судоходной компании Сергея Паратова, который исполняет романс «А цыган идет», а затем соблазняет главную героиню. Цыганский романс про шмеля настолько полюбился зрителям, что он стал всесоюзным шлягером, был выпущен на пластинках и, по слухам, даже исполнялся будущим премьер-министром России Дмитрием Медведевым на свадьбе друга.  

За утомление солнцем

За свой фильм «Утомленные солнцем» 1994 года Михалков получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при 47-го Каннского фестиваля. СССР уже распался, а комдив Котов щекочет усами дочь и рассказывает о светлом будущем коммунизма. Один из последних хороших фильмов Михалкова, после которого начинается уродливая метаморфоза — утомление от своей звездности.

За масштаб

В кризисный 1998 год Михалков снял костюмную мелодраму «Сибирский цирюльник» за 35 млн долларов — самый дорогой российский кинофильм на тот момент. Потом он выпустит еще более дорогие продолжения «Утомленных солнцем», но они попадут в рейтинг «За что мы ненавидим Михалкова». В «Цирюльнике» Михалков окончательно вспомнил о своем дворянском происхождении и пустился в мечтательные рассуждения о том, как всем неплохо жилось до проклятых коммунистов, да с бараночками, самоварами и стеношными боями. «Он русский. Это многое объясняет!» — с таким слоганом и грандиозной помпой фильм экспортировался на Запад.

За 12

В 2007 году Михалков снял отличный ремейк судебной драмы американского режиссера Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Редкий случай в кино, но ремейк оказался даже лучше оригинала во многом благодаря идеально подобранному актерскому составу. Фильм был обласкан критиками и даже выдвинут на «Оскара». Пожалуй, на этом хороший Михалков закончился и начался плохой.

За любовь к экспериментам

Михалков на камеру хвастает своими знакомствами с великими режиссерами и рассказывает, как он покурил гашиш с братом.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.