3 июня 2024, понедельник, 08:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 октября 2015, 19:00

Присоединяемся

Леонид Тибилов и Владислав Сурков
Леонид Тибилов и Владислав Сурков
Фото: presidentruo.org

В понедельник президент Южной Осетии Леонид Тибилов неожиданно заявил о том, что он решил инициировать проведение референдума о присоединении республики к России. Эти слова, похоже, стали неожиданностью не только для России, но и для Южной Осетии.

Громкое заявление, как передает «Интерфакс», прозвучало в ходе встречи с помощником президента России Владиславом Сурковым, который, напомним, официально отвечает в Кремле за взаимодействие с Абхазией и Южной Осетией. Тибилов заявил, что воссоединение с Россией «является вековой мечтой югоосетинского народа, который выстрадал эту идею на протяжении двух столетий противостояния грузинскому шовинизму и фашизму».

 
Встреча Леонида Тибилова с Владиславом Сурковым. Фото: presidentruo.org

«Сегодняшние политические реалии таковы, что мы можем сделать свой исторический выбор. Должны воссоединиться с братской Россией и на долгие века обеспечить безопасность и процветание Южной Осетии и ее народа», — торжественно сказал Тибилов и добавил, что проведение референдума необходимо с юридической точки зрения ввиду особенностей республиканских референдумов, состоявшихся в 1992 и 2006 годах.

Напомним, в 1992 году жители Южной Осетии ответили сразу на два вопроса: «Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?» и «Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 г. о воссоединении с Россией?». На оба вопроса был дан утвердительный ответ, на участки, по официальным данным, пришли более 55 тысяч человек, против независимости было отдано 48 голосов, а против присоединения к России — целых 57.

Фактически независимое от Грузии государство осетинам построить удалось, а вот с вхождением в состав России, как известно, не задалось. Так что в 2006 году был проведен новый референдум, на этот просто о независимости. Конечно, проведение референдума именно в тот момент объяснялось скорее не юридическими причинами, а политическими — в ходе очередного обострения российско-грузинских отношений в Цхинвали рассчитывали получить какие-то «бонусы» от столь демонстративного антигрузинского шага. В Тбилиси, естественно, итоги референдумов не признавали: во-первых в них не участвовали жители грузинских сел, который тогда еще существовали на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области, во-вторых, в референдумах не принимали участие беженцы, которые жили в Грузии. Это не считая такой мелочи, как проведение голосования не по грузинскому праву и отсутствие сколько-нибудь независимых наблюдателей.

«Несмотря на то, что идеей референдума 2006 года была независимость от Грузии, а не от какого-либо иного государства, с правовой точки зрения результаты референдума 2006 года нивелируют результаты референдума 1992 года. В связи с этим нам необходимо обязательно проведение нового референдума по вопросу вхождения в состав Российской Федерации», — заявил Тибилов.

 
Фото: presidentruo.org

Глава государства заявил, что привлечет для организации референдума «самые широкие слои населения» и надеется, что в этом вопросе его поддержат все политические партии республики. «Референдум, в положительном исходе которого я не сомневаюсь, позволит сплотить наш народ, приведет к обновлению и оживлению всех положительных процессов в обществе», — сказал президент Южной Осетии и добавил, что «все шаги по реализации результатов референдума будут осуществляться только по согласованию с российской стороной». Каким образом можно присоединиться к России, не согласовывая с ней этот шаг, Тибилов, впрочем, не уточнил.

Так как как-то само собой предполагается, что подобные заявления Тибилов не мог сделать по собственной инициативе и ни с кем не согласовав, то первое время после публикации его слов во всех информационных агентствах страны казалось, что вопрос о вхождении Южной Осетии в России решен. Будто бы сейчас Москве не хватает других проблем в виде экономического кризиса, Крыма, Донбасса, сбитого «Боинга», войны в Сирии.

Кремлевская пресс-служба на случившееся отреагировала относительно оперативно, на следующее утро. Дмитрий Песков заявил, что Южная Осетия «это независимое государство, которое признано Российской Федерацией, с которым у нас дипломатические отношения». «На самом деле, если я правильно понимаю, непосредственно на встрече (Тибилова с Сурковым) такого заявления не делалось», — отметил Песков, хотя до этого сообщалось, что Тибилов произнес свою речь в присутствии помощника российского президента. Песков также напомнил, что в Южной Осетии «очень много сторонников интеграции с Россией» и предположил, что «именно об этом говорил господин Тибилов».

Песков, таким образом, мягко попытался дезавуировать слова президента Южной Осетии, хотя сделать это сложно — Тибилов сказал то, что он сказал. Надо сказать, что перспектива присоединения Южной Осетии несколько пугает российских бюрократов и политиков. Так, для Крыма в российском законодательстве, фактически, прописан особый статус, который удается с большим трудом мирить с федеральной конституцией, в которой сказано, что все регионы равны между собой. Плюс ко всему включение Крыма в состав России создало множество нерешаемых пока проблем во внешней политике. Если представить, что через несколько месяцев к России присоединится еще и Южная Осетия, то удвоение всех этих проблем может показаться оптимистическим прогнозом.

 
Леонид Слуцкий

Глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил в понедельник, что вхождение Осетии в состав России «это следующий шаг» и «нужно очень тщательно обсудить, назрела ли для этого необходимость». «Мы должны понимать, что реакция мирового сообщества будет абсолютно взрывная. Мы как бы сами вбросим в мировое информационное пространство еще одну мощнейшую информационную затравку, в то время когда против России и так ведется мощная информационная война», — сказал осторожный депутат.

Тем более странно проводить референдум, что буквально только что, весной, между Россией и Южной Осетией был подписан Договор о союзничестве и интеграции, который и без вступления республики в состав Федерации делает ее фактически частью России. Ее силовые структуры по факту должны стать частью российских, а социальные стандарты подняться до уровня Северо-Кавказского федерального округа, естественно, за счет Москвы.

Фактически гражданство Южной Осетии сливается с российским: Москва обязалась «принять дополнительные меры» для того, чтобы упростить местным жителям процедуру получения российского гражданства. Перед Южной Осетией Москва дополнительно обязуется: позволить гражданам ЮО получать российский паспорт, не отказываясь от своего гражданства, а также позволить россиянам, которые обладают еще и осетинским гражданством, занимать посты на госслужбе.

Таким образом можно сказать, что Южная Осетия уже имеет особый статус в рамках Российской Федерации, но без всех неприятных формальностей, связанных с официальным расширением территории нашей страны.

И уж конечно все это понимает Леонид Тибилов, причем, возможно, лучше кого бы то ни было. Теперь остается только понять, зачем же он публично заговорил о референдуме — только лишь для того, чтобы Москва не забывала о его маленькой республике при наличие других, куда более серьезных проектов на международной арене, или он действительно что-то готовит. И второй вариант, похоже, не несет для России ничего хорошего.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.