3 июня 2024, понедельник, 08:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 декабря 2014, 12:01
Анна Руднева

Куда ведет Голос

Анна Руднева
Анна Руднева
«Полит.ру»

27 января в телевизионном шоу «Голос» победила представительница команды Александра Градского – Александра Воробьева. У певицы были и другие учителя, одним из них в студенческие годы являлась заслуженный работник культуры РФ, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных и заведующая вокальным отделением и профориентацией Государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства Анна Руднева. Она рассказала «Полит.ру» о трудностях, с которыми сегодня сталкиваются молодые исполнители, о современных тенденциях эстрадно-джазового пения, а также объяснила причину популярности вокальных телешоу.

Анастасия Новак: С какими проблемами сейчас сталкиваются выпускники музыкальных учебных заведений, выходя на рынок труда?

Анна Руднева: Проблема всегда одна и та же – трудоустройство. Все они, как правило, начинают работать, еще будучи студентами: в ресторанах, в караоке-барах, поют ночами, чтобы заработать себе на жизнь. Мы, педагоги, не очень это приветствуем. Известно, что голос, как и весь организм человека, ночью спит. Выступления в ночное время суток отрицательно влияют на здоровье голоса: могут возникнуть проблемы с голосовыми связками (несмыкание, сип и т.д.).

Некоторые студенты пытаются создать свой проект, разрабатывают свой репертуар, занимаются с инструментальной группой, и, пока они учатся, выстраивают свою программу. У таких ребят жизнь более-менее налаживается – они становятся востребованными. Есть и те, кто становятся преподавателями.

Василий Измайлов: Сегодня в вокальные образовательные учреждения приходят люди, которые лучше понимают, чего они хотят, что им нужно, которые жестче ориентированы на какое-то конкретное ремесло, мотивацию, или на какую-то конкретную аудиторию?

А. Руднева: Все очень по-разному. От года к году у нас разный контингент. Кроме того, у нас учатся люди разного возраста. В музыкальных училищах сейчас прохождение общеобразовательного цикла с 9-го класса обязательно и ведется параллельно с курсом специальных дисциплин. Разумеется, оно обязательно только для тех, у кого нет среднего образования, мы делим поступающих на группы по возрасту и уровню начальной музыкальной подготовки. Но не секрет, что возраст поступающих помолодел, особенно в эстрадном жанре. Если раньше профессионально учиться петь можно было только с 18 лет, то сейчас – с 15 лет. Конечно, мы смотрим, каково здоровье поступающего, насколько у него уже сформировался голос, насколько прошел мутационный период. И конечно, мы никогда не берем мальчиков или девочек с мутацией голоса (если говорить о 15-летних). Мы предлагаем им подождать и прийти через год – два.

В. И.: В современную эпоху категории прекрасного трансформируются. Оказывает ли это влияние на вас, как преподавателей, на ваших учеников и в целом на «российскую вокальную школу»?

А. Руднева: Конечно, это должно оказывать влияние. Сегодня другое время, и нельзя требовать от нашей молодежи, чтобы они думали, чувствовали и воспринимали музыку так же, как и мы. Любой педагог должен держать «руку на пульсе» времени, независимо от своих личных пристрастий. В общении с молодежью необходимы открытый диалог, компромисс и сила убеждения. Нельзя, безусловно, отрываться от традиций национальной культуры и огромного наследия мировой классики. Помимо музыкального образования у студента должны формироваться художественный вкус и культура. И здесь, конечно, очень важна роль начального, среднего и высшего музыкального образования. И в данном случае велика роль преподавателя. В процессе пения задействованы и психика человека, и его эмоциональная сфера, не говоря о психологии и физиологии. У педагога и ученика на уроке должен быть соответствующий настрой и взаимопонимание.

Ирина Влади: А если человек прошел какую-то свою школу непрофессионального вокального образования, набил свои шишки, приличное время работал только в своем профиле, состоялся, по его мнению, как певец. Возможно ли переделать его вокальную технику и надо ли ее переделывать?

А. Руднева: Если во время исполнения вокалист чувствует усталость голоса и дискомфорт, то это уже сигнал для него. Как вы знаете, первая любовь – она самая запоминающаяся. Мышцы, безусловно, запоминают технику и потом не так просто переучить свой организм. Но это возможно, если есть система в работе. Если человек, который хочет переучиться, не будет параллельно бегать на работу и петь по-старому, его техника изменится. Ну и, конечно, каждый ученик должен найти своего учителя.

И. В.: Сколько нужно по стандартной схеме занятий уроков вокала в неделю, не считая классического образования: сольфеджио, сценической речи и прочего?

А. Руднева: Классическая схема – 2-3 раза в неделю.

И. В.: Все ли преподаватели строят свои уроки по классическому образцу: дыхательная гимнастика, распевка и далее? Или есть какие-то другие варианты?

А. Руднева: Существует классическая форма урока, но есть и очень много вариантов. Это вопрос творческий, индивидуальный и даже интимный. Половина урока может пройти чисто на психотерапевтическом уровне, если у вокалиста не то настроение, он не то съел сегодня, у него проблемы на «любовном фронте» – на голосе отражается все.

И. В.: Вы занимались с будущими певцами из других стран. Есть ли какая-то разница в голосовом аппарате?

А. Руднева: Да, даже между русскими есть разница, но есть и типично национальные черты, связанные с фонетикой языка и индивидуальными особенностями строения артикуляционного аппарата и внутриглоточного пространства. Работа голосового аппарата очень сложна по своему механизму и всегда требует особого внимания со стороны педагога.

А. Н.: А от чего зависит успех или неуспех вокалиста на сцене? Только ли от его личных способностей, особенностей и от каких-то тенденций в обучении?

А. Руднева: Успех, конечно, зависит от многих причин и заранее предсказать его невозможно. Я, возможно, в этом смысле мистик, но считаю, что мы приходим в этот мир с различными задачами. Сейчас модно говорить про энергетику, про харизму. Но как это ни называй, певец, который может отдать себя залу и получить «волну обратно» – успешен по-настоящему. Вообще, все проекты, которые дают возможность молодым певцам выйти на широкую аудиторию, заявить о себе и услышать аплодисменты, важны и нужны. Это и благополучное стечение обстоятельств, и настрой, и целеустремленность самого артиста, и преданность своей профессии.

А. Н.: Участие в различных конкурсах и шоу влияет на дальнейшую карьеру профессионального вокалиста? Многие ли идут туда и по какой причине?

А. Руднева Конечно влияют, в особенности, телевизионные. Потому что телевидение – это привлечение огромной аудитории к себе и своему проекту.

И. В.: Сколько ваших учеников уже прошло через «Голос»? И многие ли перешли черту после слепых прослушиваний?

 
Александра Воробьева

А. Руднева: Насколько я знаю, ходили немногие. Но некоторые, возможно, просто не говорили об этом – все-таки деликатный вопрос. В первом сезоне «Голоса» участвовал Александр Поздняков. В третьем сезоне в финал прошли две мои ученицы – Мариам Мерабова и Александра Воробьева. И, как всем известно, Воробьева стала победительницей этого проекта.

А. Н.: Несмотря на разность голосов вокалистов, может быть, возможно выделить некую «формулу успеха»? Как в «Голосе» достичь высоких показателей, высоких оценок?

А. Руднева: Звездой надо родиться. Есть явные звезды, а есть звезды на небосклоне, которые нужно открыть. Похоже, что все-таки, «формула успеха» это – талант, трудолюбие, улыбка фортуны, судьба и шанс.

А. Н.: Участвуя в шоу «Голос» ученики берут дополнительные занятия у своих преподавателей?

А. Руднева: Как правило, они просто не успевают, заняты на шоу с утра до ночи. Да и все то, что они делают на «Голосе», они делают благодаря тому, что уже умеют.

В. И.: Бывает ли у вас ощущение, когда вы слушаете какую-то запись, что вот – «это оно!». Например, когда я первый раз услышал Шаляпина, это меня просто «раздавило». Эта инфернальная глубина ощущалась, даже несмотря на то, что запись была низкого качества.

А. Руднева: Большинство людей сегодня слушают сжатую информацию в формате MP3 – там они не могут услышать всю красоту тембра оркестра или голоса, даже хотя бы ту, которую мы слушали на виниловых пластинках. Более того, формат MP3 портит музыкальный слух.

Я могу разделять ощущения, как любой профессионал. Не случайно в «Голосе» есть «слепые прослушивания» – они помогают оценить уровень вокалиста. В момент, когда наставники отворачиваются, все оттенки голоса, души, настроения улавливаются гораздо отчетливее, нежели когда они смотрят на певца. Так и на любого педагога, когда он отворачивается или закрывает глаза должно произвести впечатление то, что передает вокалист.

«Голос» не случайно во всем мире имеет такой высокий рейтинг. На этом шоу у любого человека с хорошим или интересным голосом есть возможность показать себя. Там появляются даже взрослые опытные вокалисты, которые известны только в своих закрытых кругах.

В. И.: Меня интересует качество вокала и глубина разнообразия. Я абсолютно немузыкальный человек, но я кого-то слушаю в «Голосе» время от времени, и у меня возникает ощущение, что это очень хороший продукт.

А. Руднева: Да, в этом шоу вы слышите абсолютно разных певцов, разные направления, и даже если они поют cover-версии, многие из них поют по-своему, что очень важно. А еще благодаря этому проекту стало ясно, что у российских зрителей есть огромный интерес к песням на русском языке.

В. И.: А русский вокал, русская музыка – эстрадно-джазовая – какого уровня в мировом контексте? Это самостоятельное поле, которое не может быть сравнено ни с каким другим в мире, это рынок «второго сорта» или же это что-то третье?

А. Руднева: Начнем с того, что у нас профессиональное музыкальное образование в эстрадно-джазовом направлении существует очень недолго. Всего 40 лет – общее эстрадно-джазовое образование. Поэтому наш шоу-бизнес гораздо моложе, чем где-либо. На Западе музыкальная индустрия существует давно. И там, конечно, быстрее умеют найти, раскрыть талант, быстрее налаживается его «раскрутка».

Но Россия вообще отличается от всех. В том числе и наше преподавание, и наш подход ко многим вещам, и те моменты, которые мы хотим привнести в свой метод преподавания. Например, отношение к поэтическому тексту песни, к донесению смысла до слушателя. В эстрадно-джазовой музыке, безусловно, существует приоритет англоязычного репертуара. Хотя, в связи с тем, что мир сейчас подошел к глобализации, во всех видах искусств, в том числе и в музыке, присутствует это смешение, микс всех направлений, стилей и жанров.

А. Н.: Смешение жанров – это хорошо или плохо?

А. Руднева: В мире это есть - ведь не зря существует, и уже давно, направление world-fusion, где смешаны все культуры, стили и жанры.

А.Н.: Существует ли разница в проведении таких мероприятий как «Голос», «Битва Хоров», «X-Фактор» и специализированных конкурсов? Где более жесткий отбор, критерии кастинга, к чему конкурсанты больше готовятся?

А. Руднева: Критерии отбора на любые конкурсы примерно одинаковые. На всех конкурсах хотят видеть и слышать: индивидуальность, оригинальность, хороший голос, темперамент, харизму и артистизм. Важен и вопрос психологической подготовки, ведь возможен не только успех, но и поражение. Главное, чтобы конкурс сам по себе был позитивным и привлекал публику. Телевизионные конкурсы более популярны, но умалять значение специализированных при этом не стоит.

А. Н.: Как повлияет на музыкальную сферу в дальнейшем такое большое количество вокальных шоу?

А. Руднева: Появится спрос на более качественный продукт. Благодаря современным конкурсам, вокалисты стали исполнять более сложную программу и делать это стали более подготовлено – во всех смыслах. У молодых исполнителей появился стимул учиться профессионально вокалу. Певцы стали свободнее, публика – просвещенней. Главное, чтобы медиа вовремя поддерживали и освещали эти мероприятия.

Интервью брали Анастасия Новак, Василий Измайлов, Ирина Влади

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.