3 июня 2024, понедельник, 08:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 декабря 2014, 18:10

Виталий Лопота: Космонавтика в следующие десятилетия

Вице-президент Объединенной ракетно-космической корпорации Виталий Лопота рассказал в интервью «Полит.ру» о своем видении ближайших перспектив и приоритетов развития космонавтики.

Каковы ключевые цели отечественной космонавтики на настоящий момент?

Ключевые цели российской космонавтики – это национальная безопасность, технологическая независимость и благосостояние граждан России. Любая задача в космосе решается созданием космического ракетного комплекса, куда входит не только полезная нагрузка, но и ракеты, и вся инфраструктура, которая способствует решению этих задач. По крайней мере, на сегодняшний день нам следовало бы сосредоточиться на создании сверхтяжелого носителя, который нам необходим для освоения дальнего космоса.

Какова относительная динамика развития космических технологий у нас и за рубежом?

Если говорить о телекоммуникационной и информационной стороне дела, то здесь у нас имеется существенное отставание в плане качества предоставляемых услуг. Это зависит от той техники и той компонентной базы, которая у нас есть. С моей точки зрения, отставание достаточно серьезное.

В чем мы сильны? Прежде всего, в космических технологиях. Это двигателестроение, пилотируемая тематика, обеспечение целого ряда задач обитания человека в космосе и тех технологий, которые мы реализуем в космосе. Это дело серьезное, поэтому с нами считаются. Также необходимо отметить, что у нас сильные системы астронавигации и надежные алгоритмы систем управления. Но останавливаться здесь нельзя. Наши конкуренты уже серьезно догоняют нас, и у нас не так много времени. Например, американские коллеги уже активно создают пилотируемые грузовые корабли. И естественно, нам в этой области скоро станет тесно. Хотя пока мы еще занимаем неплохую нишу в пилотируемой тематике.

Теперь немного о наших конкурентах и тех, с кем мы должны считаться. На сегодняшний день это, в первую очередь, американцы, европейцы и японцы.

Мы ведь сотрудничаем с некоторыми с европейскими космическими проектами?

Конечно. В рамках пилотируемой программы мы работаем совместно, и Россия занимает в ней ключевую позицию. А в рамках остальных дел, конечно, надо с ними считаться. Они хорошо продвинуты. Далее, нас скоро начнут теснить китайцы. Собственно, они уже начинают это делать. Кроме того, на горизонте появилась Индия.

С кем наиболее вероятны отношения скорее сотрудничества, нежели конкуренции?

Это зависит от того, о какой сфере освоения космоса мы говорим. Если говорить об освоении дальнего космоса, то здесь, в первую очередь, важно строить отношения с американскими коллегами. Они тоже принимают решения с оглядкой на нас, потому что понятно, что освоение дальнего космоса – это задача не для одной страны. Но при этом нам нельзя терять свое лицо и свои наработки.

Что вы думаете о перспективах исследования полярных областей Луны?

Эти исследования интересны. В полярных областях Луны есть лед, а это значит, что есть шанс иметь хорошую энергетику (есть сырье для энергетики). Но чтобы работать на полярных областях Луны, нам нужно иметь носитель грузоподъемностью не менее 75-80 тонн на нижнюю орбиту. А лучше 130-140 тонн. Тогда программа вполне осуществима.

Насколько у нас сейчас велики шансы получить такой носитель? И какие для этого могут потребоваться сроки?

Работать надо. У нас есть все компоненты летной квалификации, из которых мы могли бы это быстро сделать. В целом, успешность реализации космических программ зависит от их системности и сбалансированности. Важна, прежде всего, правильная расстановка приоритетов в использовании наших технологических возможностей и конкурентных преимуществ. Естественно, нельзя, формируя космический ракетный комплекс, создавать только корабль, не создавая ракеты. Это долгий разговор. Над этим мы сегодня работаем, просматриваем технологическую сегментацию в промышленности, чтобы отрасль была не дублирующей, а действительно сбалансированной. Более того, мы должны развивать производственные технологии в соответствии с космическими, потому что производственные технологии имеют статус обслуживающих. Они должны быть такими, чтобы космические технологии были конкурентоспособны на рынке.

Каково сейчас соотношение теоретического и технического направлений в космической отрасли? Есть ли такой момент, что техническая сторона буксует?

Вопрос некорректен. Каждый шаг, каждый нюанс в космонавтике тщательнейшим образом рассматривается и проверяется как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практической реализуемости. У нас же нет права на ошибку.

Можно ли как-нибудь обобщить случаи, когда все вроде бы просчитано, а потом из-за производственной ошибки обрывается целый проект, как с «Фобос-Грунтом»?

Это трудно обобщить. В том случае была конкретная организация, которая этим занималась, и имели место конкретные недоработки и ошибки. Думаю, представители этой организации объяснили бы сложившуюся там ситуацию лучше, чем я. Но на основании таких случаев нельзя строить обобщения.

Какой период истории вам кажется наиболее плодотворным в плане развития космонавтики? Есть мнение, что на развитии этой области лучше всего сказалось политическое противостояние времен холодной войны. Что думаете вы?

В каждый период бывали свои трудности. Когда первооткрыватели шли вперед, конечно, никто не думал о деньгах. Ставили задачи, искали к ним решения и реализовывали всё, что могли реализовать, - в соответствии с тем состоянием развития техники, которое у них в то время было. И в каждый период совершались интереснейшие и продуктивные открытия, появлялись блестящие решения и достигались прекрасные результаты. Это и станция «Мир», и станция «Салют» (я даже не оглядываюсь сейчас на первый спутник и первого человека в космосе). Посмотрите, какими правильными были решения, которые выдвинули нашу страну вперед. Помимо уже упомянутых проектов, это создание систем жизнеобеспечения, а также реализация международных космических программ: интеграция с американцами, «Союз» – «Аполлон». Дальше – международная космическая станция «Мир» – «Шаттл». Блестящий проект создания космодрома морского базирования. Все это создавалось в самое критическое, с точки зрения финансовых и политических проблем, время. И да, действительно, именно во времена холодной войны международная кооперация продвинулась вперед весьма существенно.

Виталий Александрович Лопота - заместитель директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) и ее вице-президент по технологическому развитию. С июля 2007 г. по август 2014 г. занимал пост президента и генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королева, был техническим руководителем по летным испытаниям пилотируемых космических комплексов, заместителем председателя Госкомиссии по летным испытаниям пилотируемых космических комплексов.

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой СМ-1 МГТУ им. Н. Э. Баумана, член-корреспондент РАН по отделению проблем машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение) с 30 мая 1997 года. Член президентского совета по науке, технологиям и образованию.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.