21 мая 2024, вторник, 01:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 октября 2014, 09:18

Странности рейтинга

Коллаж Deutsche Welle
Коллаж Deutsche Welle

Недавнее снижение кредитного рейтинга России ведущими мировыми рейтинговыми агентствами вызвало в среде экспертов приблизительно однозначную реакцию – это произошло слишком поздно. Ситуация в российской экономике ухудшалась достаточно давно, но вот рейтинговые агентства отреагировали на это с сильным запозданием; так, как будто они чего-то ждали или просто боялись поссориться с крупным контрагентом.

Тем более, что одна крупная ссора уже случилась совершенно недавно, когда после ведения санкций эти же рейтинговые агентства снизили рейтинг российским клиентам. Ответная реакция российской стороны тогда была очень бурной и, в частности, привела к тому, что было принято решение создать еще одно мировое агентство, вместе с китайскими партнерами, чтобы российские производственные компании и банки могли получать от него рейтинги и, соответственно, иметь выход на азиатские рынки капитала. И, заодно, отказаться от услуг рейтинговых компаний Запада.

Видимо, с учетом этой истории рейтинговые агентства не спешили менять свои оценки, поэтому их решение и стало выглядеть неадекватным. Они, действительно, опоздали, но не потому, что экономическая ситуация в России сильно ухудшилась по сравнению моментом предыдущего снижения рейтинга (скорее всего, она практически не изменилась), а потому, что следствия понижения рейтинга и так уже были учтены мировым рынком.

Если рассмотреть строение рейтинговой шкалы, то она, грубо говоря, состоит из четырех частей. В первой части расположены рейтинги безрисковых клиентов – в их активы можно вкладываться без всяких предварительных расчетов и обеспечения, но и доходность по ним будет невелика. Их, как правило, помечают буковкой «А».

Во второй части находятся клиенты с т.н. инвестиционным рейтингом – в их деятельности есть определенный риск, который инвесторам обязательно надо учитывать; но этот риск должен покрываться более высокой доходностью. Этих клиентов помечают буковкой «В».

Третья группа клиентов ведет очень рискованный бизнес, поэтому инвесторы должны требовать от них полного покрытия инвестиций. Так, например, еще десять-пятнадцать лет тому назад российские нефтяные компании, чтобы получить кредит иностранного банка, были вынуждены отдавать в обеспечение этих кредитов добытую и погруженную на танкеры нефть; причем на эту нефть у них должны быть уже заключенные контракты на продажу. И, естественно, кроме полного покрытия, получатель инвестиций платил за них процент, который был гораздо выше рыночного.

И, наконец, четвертая группа клиентов или уже объявила дефолт (неплатеж) по своим долгам, или находится в преддефолтном состоянии. Таким клиентам новых инвестиций вообще лучше не предоставлять, потому что у них нет возможности погасить старые (и еще не понятно, когда они появятся, если появятся вообще). Правда, для таких долговых обязательств все же существует отдельный рынок (т.н. рынок мусорных облигаций), на котором они могут котироваться. Однако дисконт по ним измеряется уже десятками процентов. И этих клиентов помечают буковками SD (select default) – выборочный дефолт, или буковкой «D» (default).

Таким образом, после того, как российские клиенты переместились по шкале рейтингов вниз (хотя бы на одну ступеньку в пределах одной группы), процентные ставки для них должны были бы вырасти. Но толку от этого предполагаемого роста ставок все равно никакого не было.

Дело в том, что после введения финансовых санкций против России, для большей части ее компаний и банков доступ на рынки капиталов был ограничен административным путем – они больше не могут брать на нем кредитов или размещать свои ценные бумаги. А раз так, то будет ли у ценных бумаг той или иной компании высокий или низкий рейтинг, или его вообще не будет, уже никакого значения не имеет. Что с рейтингом, что без него, занимать ресурсы на внешнем рынке капиталов они и так не смогут; это обстоятельство как раз и дает полное право называть действия рейтинговых агентств или запоздавшими, или вообще неадекватными.

В связи с этим, кстати, возникает один вопрос, зачем поддерживать с этими рейтинговыми агентствами какие-то контакты, платить им деньги за расчет и публикацию рейтингов, если результатами эти расчетов, пусть даже и негативными, все равно нельзя будет воспользоваться, то есть нельзя будет получить кредитов и займов? Зачем платить деньги за совершенно ненужную работу? Может быть, будет лучше, вообще отказаться от их услуг и сэкономить хоть какие-то деньги, которые сейчас, в условиях ограничения доступа на внешние рынки капиталов, будут совсем не лишними? Пусть и немного, но все же. И вложить эти деньги в услуги по продвижению сайта или веб-платформы.

Правда, конечно, можно предположить, что пока действуют ранее заключенные договоры с этими агентствами, расторгнуть их до истечения срока достаточно тяжело. Кроме того, очень может быть, что режим санкций рано или поздно будет отменен, тогда эти рейтинги снова понадобятся. Может быть, поэтому отношения с западными рейтинговыми агентствами приходится сохранять. Но вот что будет с ними после того, как заработает российско-китайское рейтинговое агентство? Впрочем, ему еще предстоит обрести достаточный авторитет, чтобы стать основой для действий крупных акторов финансового рынка.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.