3 июня 2024, понедельник, 10:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 августа 2014, 14:49

Ничейный налог

Фото: nvologda.ru
Фото: nvologda.ru

В федеральном правительстве нашлось новое ведомство, которое выступает против введения налога с продаж. К Минфину и Минэкономики теперь присоединилось Минпромразвития, сообщает сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленных чиновников. Проект федерального бюджета будет внесен в Госдуму через две недели — до этого времени придется определиться, вводить для россиян новый налог или нет.

Министерство промышленности и торговли беспокоится, что введение нового налога приведет к росту цен. Учитывая, что сейчас цены итак растут из-за российского эмбарго на закупку продовольствия в ЕС, США и других странах, дополнительное давление никому не нужно.

Также на пути введения налога с продаж стоит чисто юридическая проблема. Министерство финансов, хоть и выступает против введения налога, все-таки внесло в правительство соответствующий законопроект — фактически это просто скопированные нормы Налогового кодекса, которые действовали в 1998-2003 годах. Тогда налог с продаж был введен как антикризисный и временный, чтобы помочь регионам свести концы с концами. Однако уже в начале 2000-х выяснилось, что в российском праве существование налога с продаж выглядит достаточно сомнительно.

В 2003 году Конституционный суд обратил внимание на то, что налог с продаж уплачивают даже индивидуальные предприниматели, которые закупают товары для своего бизнеса. Проблема в том, что, по логике, налог с продаж должен уплачиваться только конечным потребителем — продавец просто удерживает определенный процент со стоимости товара или услуги. А индивидуальные предприниматели не являются конечным звеном — они сами тоже продают товары или услуги.

В теории налог с продаж очень просто администрировать — предприниматель периодически подает в налоговое ведомство информацию о стоимости реализованного товара или оказанных услуг и, соответственно, уплачивает необходимый процент.

Но необходимость разделения обычных покупателей от индивидуальных предпринимателей усложняет процедуру в разы. Например, магазину необходимо будет требовать у покупателей со статусом ИП соответствующие документы — так, например, сейчас делает сеть Metro Cash&Carry. Вот только в магазины Metro в принципе допускаются только индивидуальные предприниматели или представители юридических лиц, простым гражданам туда вход заказан. Насколько увеличится документооборот всех предприятий торговли, от огромных гипермаркетов до сельских лавок, сложно себе представить.

А если не решить проблему взимания налога с продаж с покупок индивидуальных предпринимателей, то в Конституционный суд повалится вал исков с требованием об отмене закона — благо он списан почти один-в-один с того, который действовал до 2003 года и был успешно опротестован.

Против введения налога с продаж говорит и расклад сил. Идею нового налога, по информации тех же «Ведомостей», поддержал президент Владимир Путин, однако лоббистов этой новации на федеральном уровне, так уж получается, не очень много.

Налог с продаж — это региональный налог, федеральный законодатель только определяет способ его взимания и максимальную ставку. Деньги же идут непосредственно в региональные бюджеты. Это, казалось бы, должно быть спасением для Минфина — в последние годы в ведомстве Антона Силуанова все с большей настороженностью наблюдают за тем, как региональные власти для выполнения предвыборных обещаний президента забираются в долговую яму. Однако проблемы испытывают и так небогатые регионы, которые от налога с продаж не получат значительной прибавки доходной части бюджета. Основную выгоду от налога с продаж получат регионы с развиты ритейлом — обе столицы с областями, Татарстан, возможно уральские регионы. Конечно, новые вливания в местные бюджеты никогда не бывают лишними, но эти деньги вряд ли пойдут на зарплату врачам и учителям, она выплачивается и сегодня. А строительство еще более современной инфраструктуры, в том числе и социальной, еще увеличит и без того существенный разрыв между богатыми и бедными регионами и создаст стимулы для еще более мощной миграции населения — вряд ли это то, на что рассчитывают в федеральном правительстве.

Вдобавок ко всему руководителям крупных регионов, видимо, не очень комфортно продвигать введение новых налогов — их сограждане могут слишком плохо отнестись к такой идее.

В результате получается, что идея наполнения региональных бюджетов при помощи налога с продаж есть, но кто конкретно является ее безусловным сторонником до конца непонятно.

Ответственность за введение налога собеседники «Ведомостей» стараются перекладывать друг на друга. В правительстве указывают на Администрацию президента, а на Старой площади говорят, что идея введения налога с продаж родилась в Белом доме и именно там решается ее судьба.

Между тем сейчас Министерству финансов более по душе другая идея — увеличение налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта, до 20%. НДС, в отличие от НсП. Идет напрямую в федеральный бюджет и уже федерация решает, кому пойдут эти деньги.

Существующий бюджетный механизм предполагает, что именно в федеральном центре концентрируется основная масса доходов, а затем в виде трансфертов распределяется между регионами. Эта структура не предполагает большой самостоятельности регионов, зато позволяет Москве заниматься «уравниловкой» — помогать самым бедным за счет денег, которые пришли в бюджет от самых богатых.

Проблема в том, что неопределенность плохо сказывается на развитие бизнеса — если даже в правительстве не знают, какие налоги будут собираться в стране через полгода, то нельзя этого ожидать и от частных компаний. Пока же разговоры о введении налога с продаж и об увеличении налога на добавленную стоимость привели только к увеличению инфляционных ожиданий, так что доходы граждан сокращаются и без всяких налогов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.