3 июня 2024, понедельник, 11:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 июля 2014, 16:27

НДС с НДФЛ, НсП и ВВП

Налоговый кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Фото: nalog.ru

Сразу после завершения ближайшего федерального электорального цикла российские власти задумаются о повышении налоговой нагрузки на россиян. На этот раз, как пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве, пересмотрены будут ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доход физических лиц (НДФЛ).

Ближайшие выборы в Государственную Думу, напомним, запланированы на декабрь 2016 года, а президентские выборы должны состояться в марте 2018 г. Если ставки налогов и будут увеличены, то не ранее 2019 года, говорят собеседники «Ведомостей» в правительстве.

Министерство финансов уже предложило отказаться от концепции неповышения налоговой нагрузки на экономику до 2018 года. Согласно «Основам бюджетной политики на 2015-2017 годы», Минфин предлагает уже в 2015 году вернуть в России налог с продаж, отменить в некоторых случаях возврат НДС, ввести акциз на экспортируемый по «Голубому потоку» в Турцию газ, еще больше увеличить акциз на табак, увеличить госпошлины и повысить налог на дивиденды физических лиц.

Не стоит забывать о том, что сейчас идет реформа налога на имущество физических лиц, которым облагаются собственники домов, квартир, гаражей и т. д. Если раньше ставка высчитывалась исходя из оценки БТИ, то теперь граждане будут платить, исходя из кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночной. По некоторым расчетам, это повысит собираемость налога в несколько раз.

Кроме того, Минфин предложил изменить правила сбора взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. Сейчас россияне платят 5,1% от зарплаты, не превышающей 624 тысячи рублей в год, то есть максимум - 31 824 рубля. Если зарплата превышает установленный порог, то сумма взносов не увеличивается.

Несмотря на то, что сейчас бюджеты федерального и большинства региональных фондов обязательного медицинского страхования сведены с профицитом, в ведомстве Антона Силуанова подсчитали, что не лишне будет отменить верхний барьер по сбору взносов в ФОМС, что даст системе здравоохранения дополнительно около 200 млрд рублей.

Выгаданные в результате повышения налогов и сборов средства, очевидно, не позволяют в среднесрочной перспективе выйти ни Федерации, ни регионам на бездефицитный бюджет, так что в правительстве решили заранее просчитать последствия повышения налогов после выборов 2018 года.

Доходы федерального бюджета будут падать (согласно расчетам с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 году) в условиях экономических санкций и в целом не слишком благоприятной конъюнктуры, стоимость коммерческих займов сильно возрастет, так что остается надеяться только на повышение налогов.

Пока разговор идет о повышении НДС и НДФЛ на 2 процентных пункта — до 20% и 15%, соответственно.

Характерно, что речь идет о повышении налогов, основной груз которых лежит на рядовых работниках и потребителях. Размер НДС можно посмотреть в каждом чеке, который выбивается в магазине — вся цепочка производителей и ритейлеров этот налог платит, но после передачи товара на следующий этап он им возвращается. НДФЛ — это подоходный налог, его в России хоть и платит работодатель, но вычитается он из фонда оплаты труда работника. Это хорошо знают те, кто постоянно ходит на собеседования — часто во время обсуждения зарплаты речь идет о сумме gross, то есть до вычета налогов, она же будет указываться в трудовом договоре, а на руки человек будет получать net - сумму, меньшую на размер НДФЛ. Сейчас, соответственно, при зарплате в 100 тысяч работник получает на руки 87 тысяч, а в случае увеличения ставки НДФЛ будет получать 85 тысяч.

Согласно данным Минфина, в 2013 году впервые совокупный размер поступлений в бюджет от налогов на труд — НДФЛ и взносов в социальные фонды — превысили поступления от сырьевой ренты, то есть от налога на добычу полезных ископаемых и многочисленных акцизов и пошлин. НДФЛ также является одним из самых стабильных источников дохода: благодаря ему в контролированный бюджет в 2013 году попало 3,75% ВВП, а в 2007 — 3,81%. НДС хоть и не так стабилен (за тот же период собираемость упала с 6,8 до 5,31% ВВП), но заметно «ровнее», например, налога на прибыль юридических лиц — сборы по нему упали более чем вдвое.

Увеличение НДС и НДФЛ на 2 п.п. позволит получить консолидированному бюджету дополнительно примерно триллион рублей — за счет повышения налогов и сборов в 2015 году, напомним, планируется получить около 0,3 трлн рублей. Причем эти гигантские суммы пойдут не только в федеральный бюджет. Если НДС получает именно Москва, то НДФЛ, на сегодняшний день, делят между собой регионы и муниципалитеты в пропорции 60/40. Деньги при этом получат не те регионы, в которых прописаны граждане, а те, в которых функционируют компании-работодатели, поскольку именно они являются налогоплательщиками. Этот факт давно расстраивает власти, например, Московской области и подмосковных городов, где значительная часть населения региона ездит на работу в столицу и, соответственно, именно там оставляет свои налоги.

В конечном счете, преобразования налоговой системы, которые, по всей видимости, начнутся в 2015 году, не оставят и следа от предыдущей фискальной реформы, которая стала одним из символов первого президентского срока Владимира Путина. Тогда налоговое законодательство было радикально упрощено, принят единый Налоговый кодекс, в котором было прописано всего 15 налогов. Фискальная нагрузка на экономику колебалась в районе 30%. Сегодня, судя по официальным данным, налоговая нагрузка на экономику составляет 35%, если не учитывать нефтегазовые доходы — 24,35%.

Это существенно ниже, чем в европейских странах, налоговая нагрузка в которых уже несколько десятилетий выше, чем в остальных частях света, зато намного выше, чем в странах с хоть сколько-нибудь быстро растущей экономикой. В Соединенных Штатах нагрузка ниже 25%, в Турции она превышает 27%, в Канаде она достигает 30%. Более того, уже сейчас налоговая нагрузка на экономику в России выше, чем в соседних странах-членах Таможенного союза.

В итоге, повышение налогов может вылиться в то, что российская экономика, которая и так в значительной своей части существует в «серой зоне», будет еще сильнее уходить в тень. Раньше работников стимулировали идти работать на «белые» зарплаты, потому что именно так отчисления в пенсионный фонд будут наибольшими, а значит и пенсия будет достойной. Однако правительство сало изымать пенсионные накопления граждан, и никакого стимула идти именно на «белую» зарплату не осталось.

Теперь разговоры идут о повышении подоходного налога. В свое время ставка в 13% была выбрана не просто так. В 1990-е годы в России была прогрессивная шкала подоходного налога, самая маленькая ставка была 12%. Исследования показали, что в среднем россияне платят не сильно больше минимума — 13%. Именно так появилась принятая сейчас ставка НДФЛ: было принято решение взимать столько, сколько граждане уже отдавали.

Еще слишком многие россияне помнят, каково получать зарплату не переводом на банковский счет, а в конвертах, еще не ушло то поколение бухгалтеров, которые умудрялись вести двойную, а то и тройную бухгалтерию. Не исключено, что уже через несколько лет все эти навыки будут востребованы опять.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.