3 июня 2024, понедельник, 06:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 марта 2014, 01:17

Накануне: 11 мыслей

Заседание Совета Безопасности ООН по Украине
Заседание Совета Безопасности ООН по Украине

Александр Морозов беспокоился по поводу ночи с воскресенья и утра понедельника. Я больше тревожусь сейчас – не то объявленный, не то опровергнутый ультиматум, истекающий в 7 утра по Москве, заседание Совбеза ООН, созванное по инициативе России, информация о готовящейся ночью провокации против российских войск.

Буду очень рад, если тревога окажется ложной, но все же считаю нужным зафиксировать какие-то моменты .

1. Любая аргументация, опирающаяся на наличие якобы пострадавших (как это было перед заседанием Совфеда) или реальных пострадавших граждан России на территории Украины (включая ее регион – Республику Крым) не может быть основанием для ввода российских войск. Иначе – логичным продолжением станет ввод в Петербург войск КНР когда какой-нибудь гражданин этой страны будет избит в петербургском метро.

2. Любая аргументация, связанная с пострадавшими моряками или любыми другими работниками Черноморского флота РФ, тоже не может быть основанием ни для чего. Хотя бы потому, что Флот далеко вышел за рамки соглашения – территориально и функционально. Например, будучи подключенным, по словам как бы главы крымского правительства Аксенова, к охране порядка на полуострове.

3. Любая аргументация, связанная с пострадавшими «неопознанными вооруженными субъектами», у которых неожиданно окажется российское гражданство, будет бить бумерангом, поскольку станет уже собственно российским свидетельством российского участия в перехвате контроля за полуостровом. Ближайший аналог защиты неопознанных вооруженных субъектов – это, скажем, попытка Саудовской Аравии обосновать ввод собственных войск в Сирию тем, что в Сирии страдают от пуль и снарядов ее граждане, воюющие в исламистских группировках.

4. Любая аргументация, связанная с притеснением русскоязычных или просто юго-восточно живущих граждан Украины и вообще про «разделенную нацию», - будет явной аллюзией на Третий Рейх. Тем более что даже ни от какого облсовета Юго-Востока призывов оказать братскую помощь не прозвучало. Впрочем, если бы и прозвучали, интервенция не стала бы более обоснованной. Хотя мы видим хорошо и синхронно организованные акции. Мы даже видим анонсы из самого Крыма – мол, они тоже хотят. Только сами русскоязычные граждане пишут совсем другое – спасибо за внимание, но как-нибудь обойдемся. Распространять ложь о запрете русского языка можно, но недолго. Информация просачивается быстро.

5. Все это не имеет отношения к вопросу о качестве тех или иных решений новой власти Украины (их оценивать, в первую очередь, гражданам Украины). Это не имеет отношения и к вопросу о легитимности этой власти. Он может всерьез заработать только при попытке использовать для легитимизации интервенции Януковича. Но вряд ли перед подобным использованием российский премьер справедливо напоминал бы, что авторитет Януковича «практически ничтожен». Пока же «нелигитимность» - маска, за которой происходит отказ обсуждать свои действия по отношению к Украине с ее руководством.

6. Понимаю, что ответственность за возможную интервенцию в какой-то степени ляжет на всех граждан России, поэтому очень стыдно.

7. Ситуации в России и в Украине различаются более или менее всем. И это не только про трудность понимания, но и про то, что способы смены власти, работающие в Украине, в России сработать не могут. Иными словами, в ближайшее время мы будем иметь ту или иную версию сегодняшней власти – это важно понимать и из этого исходить.

8. Интересно, что мы ничего пока не слышим непосредственно из уст Владимира Путина – кроме официальных документов и сообщений пресс-службы о переговорах с иностранными лидерами. Это оставляет некоторое пространство для маневра.

9. Я очень надеюсь на то, что ситуация разрешится с минимальной кровью и ущербом для Украины. Но даже предположим самое мягкое – попытку полного отката к условному 25 февраля – с обязательствами подтвердить Харьковские соглашения. Даже в этой ситуации уверен, что отношение к России – причем, не только как к государству, но и как к стране – окажется радикально подорванным последними событиями. То, что хоть немного удавалось со временем зарастить, разрушается сегодня очень легко и глупо.

Как далеко Россия оттолкнет от себя Украину в более радикальном случае, лица, рекомендующие сегодня решения, похоже, понимают не слишком хорошо.

10. Я очень надеюсь на то, что ситуация разрешится с минимальными потерями для России, но дальше начинаются очень сложные вопросы с категориями «преступного приказа», его исполнителей и т.д.

11. У меня достаточно сложная идентификация: обе страны воспринимаются как родины – именно так, во множественном числе. При этом одна из них – в лице своего государства – творит сегодня явную неправду по отношению к другой. Больно за обе, но по-разному.

Post Scriptum

Уже после написания текста стало известно об обращении Виктора Януковича с просьбой к России применить вооруженные силы для "восстановления законности". Обоснование при этом не опирается на реальные факты. Это может создать иллюзию законности действий России, но действовать эта иллюзия если и будет, то только в границах государства.

Post Post Scriptum

На утро 4 марта операция в Украине не расширилась. Зато, дан намек на то, в каких областях будут выдвигаться требования (во всяком случае, в открытой из части). Речь идет о возвращении к формуле перемирия 21 февраля, как минимум в двух отношениях:

1)      конституционная реформа,

2)      правительство национального единства.

По первому, думаю, не столько смущает Конституция 2004 года сама по себе (хотя парламентско-президентскую систему российское руководство не любит), сколько хотят в процессе реформы закрепить в Конституции что-то новое. Например, нейтральный статус, общую федерализацию, особое положение Крыма.

По второму пункту, вероятно, хотят поучаствовать в согласовании конфигурации власти - всяческих квот и их заполнения теми, кому доверяют. Не исключено, что захотят вернуть во власть некоторые фигуры, в последние годы окончательно обретшие маргинальный статус (Виктор Медведчук и др.).

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.