2 июня 2024, воскресенье, 23:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Юрий Ковалев

«Мир построен так, что за науку деньги не платят»

Юрий Ковалев. Фото Наташи Четвериковой
Юрий Ковалев. Фото Наташи Четвериковой

В рамках лекции доктора физико-математических наук, заведующего лабораторией Астрокосмического центра ФИАН, руководителя научной программы проекта "РадиоАстрон", лауреата премии Ф.А. Бредихина по астрономии РАН, члена Совета по науке Минобрнауки РФ Юрия Ковалева мы задали ему вопросы о пути в науку. Мы публикуем также видеозапись лекции. Полная стенограмма лекции Юрия Ковалева будет опубликована позднее.

Почему вы решили стать астрономом? Может после прочтения книг Шкловского или Сагана?

В старшем школьном возрасте я думал, чем заниматься. Я понимал, что в силу врождённой лени, единственное, чем я смогу заниматься, тем, что представляет большой интерес в жизни. Смотря вокруг, у меня сложилось ощущение что, опять же это исключительно мой опыт, но моё понимание было такое, что кроме фундаментальных научных исследований, всё остальное намного менее интересно. И более того, что в советское время именно естественные направления фундаментальных исследований давали свободу учёным.

Посмотрев вокруг, начал методом исключения. С химией слабо, с биологией слабо, осталась физика и математика. Математика, лично мне казалась, немножечко скучновата. И ещё такое было снобистское ощущение, что математика – это средство, а не цель, наверное, это неправильно. И не хотелось заниматься средством. И поэтому выбрал физику, чем заниматься в физике. А вот там уже сработало то, что мой папа – астроном.

Я в среднем школьном возрасте бывал на обсерваториях, и они совершенно клёво выглядели, большие красивые, странные и ни на что не похожие, поэтому казалось что это, наверное, интересно. Занятие наукой – крайне интересно, но крайне тяжело. Наверное, многие из присутствующих занимаются творческой работой, а творчество – это тяжело. Нужно уметь создавать что-то новое. Знаете, как говорят: «Вы сейчас настолько хороши, насколько хороша ваша последняя статья». Вы никогда не довольны вашей последней статьёй, естественно. Как только вы её закончили, кстати, её никогда невозможно закончить, вы хотите сделать её идеальной, но идеальной сделать нельзя.

Вы всегда недовольны, если адекватно о себе думаете. Это очень тяжело. Жутко интересно, но очень тяжело. Поэтому, я надеюсь, что это звучит как антиреклама, потому что денег тоже платят немного и это правильно. Потому что, с какой стати мы удовлетворяем своё любопытство за государственный счёт, и нам ещё платить должны столько, сколько платят в банках. Нам нужно просто платить столько, чтобы мы вели абсолютно адекватное, достойное существование, чего, к сожалению, не происходит, в среднем. Но, естественно, мы должны получать намного меньше, чем люди получают в банках и коммерческих организациях, потому что мы действительно занимаемся любимым замечательным делом.

А как вы пришли в проект «РадиоАстрон»? Что было после университета?

Я окончил Московский университет, защитил диссертацию в Физическом институте им. Лебедева, РАН. Мне было интересно заниматься радиоастрономией, исследовать ядра активных галактик. Через какое-то время, здесь мое видение расходится с видением многих моих коллег, я осознал, что чтобы продолжить набирать опыт, расти в смысле нового понимания возможности исследования объектов, которые мне были интересны, оставаться в том же месте, продолжать там работу было не очень эффективно.

Как молодые специалисты набираются опыта? Они слушают и учатся у тех, кто их окружают. За характерное время, примерно 3 года вы далеко не всему научитесь, но сливки снимите. Я подумал, что будет полезно поменять место, где я работаю, я воспользовался возможностями, которые есть сейчас в мире. Это research fellowship и postdoctoral fellowship. Это возможность для молодых специалистов со степенью докторов наук двигаться по миру.

Я выбрал место в мире, которое, как мне показалось достаточно хорошим для моих нескромных желаний. После нескольких попыток, выиграв соответствующую заявку, я провел 3 года в США, затем 3 года поработал в Германии. Потом мы вернулись обратно домой. По возрасту я принадлежу к поколению, которого не существует в российской науке, это исследователи в возрасте между 30-35 и 60 годами. Если вы построите гистограмму распределения возрастов, то вы увидите, что нас там нет, меня нет здесь сейчас. По понятной причине. Когда все развалилось, и зарплата стала 10 долларов в месяц, а если у вас есть дети, то вы не можете им объяснить, что есть нечего, а вы хотите заниматься наукой. Поэтому люди, которые за детей отвечают, из науки ушли. Остались те, у кого дети уже большие, кто сам должен разобраться, типа моих родителей. Эти люди сейчас возрастом 60-70 лет. Остальные либо ушли из науки вообще, либо уехали за границу.

Некоторые из нас возвращаются. Сейчас второй пик – молодежь, которая активно развивается, все стало намного веселее. В любом случае, вернулись мы домой по нескольким причинам. Нам хотелось, чтобы дети получили российское образование, а потом делали, что хотели.

А с научной точки зрения казалось, что проект «РадиоАстрон», подходя к своей завершающей стадии, имеет некоторые шансы оказаться успешным. Хотя многие люди не верили, что мы окажемся настолько успешными. Фактически последние годы после возвращения, три года до запуска я занимался последними подготовительными вопросами по подготовке запуска, по вводу инструмента в эксплуатацию.

А сейчас вы чем занимаетесь?

Я могу сказать, чем я хочу заниматься. Я хочу заниматься наукой. Мир построен так, что за науку деньги не платят. Деньги платят за образование, вы можете быть профессором в университете. Или за какие-то большие работы по тем или иным проектам. Примерно 90% моего времени уходит на организацию работы проекта «РадиоАстрон», и я не единственный такой, примерно 10% остается на ту науку, которой хочется заниматься. Если быть честным, то это даже скорее 100% и 10% плюс к основному времени. Это абсолютно общее место.

Такова ситуация везде в мире. На нас экономят, как и на всех остальных. Мы находимся в одинаковом положении. Единственная возможность с наслаждением заниматься наукой, это когда вы находитесь в аспирантуре, раздолбаи еще те, после аспирантуры еще несколько лет, от трех до шести, когда вы имеете возможность приложить свои силы и показать, насколько вы хороши.

Если вы хороши, то вы получаете возможность выбрать постоянную позицию, где вы хотите. У нас в стране или за рубежом. Если вы не очень хороши, может быть, вам повезет чем-то заняться, может быть, вы поменяете свою область. Когда вы выходите на возраст достаточно большой, то, к сожалению, большой процент вашего времени тратится не на чистое занятие наукой. В этом смысле советские ученые были глубоко развращенными людьми. У них времени на занятие наукой было значительно больше, чем у нас сейчас.


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталия Демина, Борис Долгин

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.