3 июня 2024, понедельник, 09:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Флаэртиана»: строить рай или жить в нем?

Режиссеры Дарья Сидорова и Анна Моисеенко в Доме Дягилева
Режиссеры Дарья Сидорова и Анна Моисеенко в Доме Дягилева
Фото Н.Четвериковой

Можно ли забыть какой у Перми номер региона? Захочешь, а не забудешь. Спроси меня ночью: какой у Перми номер региона, я сразу! не думая! не глядя в записную книжку! отвечу: 59 фестивалей в 59 регионе. Легче легкого. Спроси - а какой из них занимает первое место? Отвечу: Флаэртиана! Спроси: почему? А потому. Сами не понимаете?

В эти знаменательные дни регулярной выдачи Нобелевской премии мира, многие высказываются в том духе, что пора её уже отменить, потому что в этом вопросе нобелевский комитет уже не первый раз путает рамсы. На это легко возразить. Если уж эти средства откуда-то там выделяются, так надо их использовать, воздействуя на человечество, в качестве, главное дело, воспитательного примера. Например, дать её Оззи Осборну за то, что тот бросил откусывать головы зверушкам, уступающим ему в размерах. Но пока нобелевский комитет не готов обращаться непосредственно к человеку, он обращается к государствам, корпорациям, а к человеку эта деятельность пока повернута как вот этот северный пермский олень в Хохловке.

Пермский северный олень в Хохловке. Фото Н.Четвериковой

Хорошее же документальное кино обращается непосредственно к отдельному человеку. Это гораздо хлопотней, не монетизируется, и прирастает слоями просветленных людей медленно, как, допустим, сталактиты. Поколение на поколение. Не зря президент фестиваля Павел Печенкин на открытиях-закрытиях подсчитывает столбиком, сколько людей окучено документальным кино. С точки зрения электоральных хороводов – цифры скромные, но с точки зрения сложного воздействия на человеческую натуру – так впечатляющие.

На этой фотографии Павел Печенкин шаманит, заряжаясь от Нанука.

Павел Печенкин. Фото Н.Четвериковой

 А тут уже делится этим зарядом с молодым талантливым режиссером Дарьей Сидоровой ("Почему я тут"), чьим фильмом мы уже насладились на "Киношоке".

Дарья Сидорова и Павел Печенкин. Фото Н.Четвериковой

Нынче в программах «Флаэртианы» очень много фильмов про «рай на земле». Тема и раньше проблескивала, но сейчас уже просто невозможно не заметить главную идею произведений. При этом, люди пытаются строить или искать «рай на земле» не там, где они живут. Почти всегда – в другом месте, «подальше отсюда». 

Иногда из этого получается условный концлагерь, как в картине Анны Моисеенко «С.П.А.Р.Т.А. - территория счастья». Фильм уже давно путешествует по мероприятиям, но мы познакомились с ним только что. Это обязательно надо смотреть. Люди занимаются коллективным трудом и культурным отдыхом согласно отдельно взятой теории счастья. Обо всем в теории счастья есть. Упоминается, например, что у трупа индекс счастья 0,3%, но, в зависимости от того, где он лежит – может быть и выше и ниже. 

Анна Моисеенко отдала свои лучшие годы, чтобы снять эту картину. Она для этого вступала в их организацию и смогла там не сойти с ума.  Это она как раз.

Анна Моисеенко. Фото Н.Четвериковой

В фильме Владимира Головнева «Прибежище» о буддийском монастыре на горе Качканар, который там мало-помалу строился, вдали от людей, но государственные люди нашли их, добрались до них и потребовали «разрешительные документы» и сообщили, что лучше уж «Евраз» выроет на этом месте яму. А говорят, что у нас нет порядка! Куда не заберешься, тебя найдут и попросят разрешительных документов, чтобы вырыть здесь яму.

Вот оператор картины Павел Тихонов проводит мастер-класс, как получше играть на скрипке.

Павел Тихонов. Фото Н.Четвериковой

В картине Екатерины Головни «Неркаги» о Земле Надежды в тундре, на которой живут 40 приемных детей Анны Неркаги. Это настоящий православный матриархат, который построила ненецкая писательница. Детям там хорошо, и она говорит, что они должны оставаться на Земле Надежды всю жизнь, потому что у них нет иммунитета к заразе современной общественной жизни. Картину можно посмотреть здесь

Очень хороший фильм Валерия Тимощенко «Трезвитесь!» о тех местах, которые он снимал в «Русском заповеднике». Чем слушать пересказ, тоже лучше посмотреть целиком – часть первая, часть вторая

Зрители, не подумав, высказываются свысока о героях этого фильма, но режиссер их терпеливо поправляет на обсуждении.

Валерий Тимощенко. Фото Н.Четвериковой

Есть случаи, когда герои строят рай в другой стране, например, Сева Каплан в фильме Валерии Курбатовой «Несколько дней из жизни русского американца». Но эта картина так меня бесит, что на этом и остановимся. 

С обсуждениями происходят всякие курьезные случаи. Например, на ретроспективе, посвященной памяти Анатолия Балуева, фильмы представлял его сын Дмитрий. Его спросили: не продолжает ли он дело отца,  не имеет ли отношения к кино? Нет, сказал сын, я занимаюсь вопросами философии. А, в таком случае, спрашивают его: не задумывались ли вы над вопросом, что вот ведь Коми-Пермяцкая земля – всегда была краем пушнины, а сейчас что? Сейчас к нам везут пушнину из Италии, а откуда там пушнина-то? Какая там вообще может быть пушнина? Мне кажется, что такие вопросы вырабатывает непосредственно русский космос и к ним обязательно стоит прислушаться. Разумеется, если ты в философской теме. И тут, как раз, приехал на фестиваль Олег Аронсон, который еще 15 лет назад защитился по теме: «Философские основания анализа кинематографического пространства».

Вот Анатолию Балуеву в поисках земного рая, кстати, не надо было никуда уходить или уезжать. Он прямо про родное село и снимал, как и положено, а не строил неизвестно что, с нуля. 

Из того, что удалось посмотреть в международном конкурсе – больше всего понравилась картина «Польские иллюзии». Непонятно, как полякам удается снимать такие хорошие фильмы как этот. Наверное, у них такая черта национального характера – здорово снимать документальное. И какой-то хороший у поляков взгляд на чудаков. Посмотрите обязательно здесь кусочек.  Посмотрели, да? Возможно, итоги, которые сегодня подводят на фестивале, станут для этой картины приятными. Нам бы хотелось. Но если нет, то чего уж.

Это один из режиссеров картины Якоб Даммас. Видно же, что талант?

Якоб Даммас. Фото Н.Четвериковой

А это режиссер и продюсер фильма "Мой крестный, его тайская невеста и я" ( реж. Вилле Хивонен) демонстрируют финские национальные прически.

Вилле Хивонен. Фото Наташи Четвериковой

На церемонию открытия, кстати, пришли сразу два министра культуры Пермского края. Один нынешний - Игорь Гладнев.

Игорь Гладнев. Фото Н.Четвериковой

 И его предшественник Борис Мильграм. Что-то обсуждают с Борисом Караджевым.

Борис Мильграм. Фото Н.Четвериковой

Напоследок, для феншуя несколько видов из Хохловки.

Хохловка. Фото Наташи Четвериковой

Хохловка. Фото Н.Четвериковой

Хохловка. Фото Н.Четвериковой

Хохловка. Фото Н.Четвериковой

Хохловка. Фото Н.Четвериковой

 К сожалению, на все-все красоты и на все-все фильмы не успеешь за один раз, но снова на «Флаэртиане» было здорово. Неравнодушные успели даже посетить недавно открывшийся дом горячих камней «Энехи», по-нашему, отличную баню, которую и мы теперь можем всем рекомендовать.

Все люди нашли занятия по душе. Например, Денис Соловьев-Фридман все время гладил пермских собак. Эту он настиг на Белогорье.

Денис Соловьев-Фридман. Фото Н.Четвериковой 
А в журнале по пермской недвижимости – прекрасное по образности предложение: «Четыре двухэтажных дома в живописном месте в 15 км от цирка».  

Фото Наташи Четвериковой

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.