3 июня 2024, понедельник, 04:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 октября 2013, 09:13
Евгений Парнес

Медицина и жизнь

"После прочтения «Охотников за микробами», направление было сформировано. Ну, это понятно почему, мама – биолог, папа – микробиолог"
"После прочтения «Охотников за микробами», направление было сформировано. Ну, это понятно почему, мама – биолог, папа – микробиолог"
Фото Н. Четвериковой

Интервью о книгах с доктором медицинских наук, зам. главного врача по терапевтической помощи ЦКБ Гражданской авиации, автором статей и книг о медицине Евгением Парнесом. 

Расскажите, пожалуйста, о книгах вашего детства, – какие книги вы читали, какие произвели на вас наибольшее впечатление?

Надо начать с того, что я ребёнок позднего развития, читать начал достаточно поздно. Насколько я помню своё детство, каждый вечер мама читала мне книжки.  Она работала в Научной библиотеке им. Горького при МГУ главным библиографом на биофаке – и, соответственно, приносила самые разные книги. Я ещё в школе учился и помню, что чтение на ночь было практически каждый день.

На самом деле, полноценно я читать начал с 7 или 10 лет, не помню точно. Моей первой книгой был «Таинственный остров» Жюля Верна. В библиотечном деле есть такое понятие как обязательный экземпляр. Все книжки, которые выпускали в СССР, присылались в Библиотеку им. Ленина, выставлялись в определенном зале, а библиографы туда ходили, смотрели.  Задача мамы была выбирать книжки для биофака. Она отбирала не только специфическую биологическую литературу, но и научно-популярную. Поэтому все первые книжки Даррелла и так далее, всё что связано с биологией, либо читала мне мама, либо я их читал сам.

Я говорю это потому, что важно не просто, что читает каждый ребёнок в своей жизни, а то, что составляет определённую канву. Где-то в пятом классе, я стал ходить по маминому совету в Московское общество испытателей природы (МОИП). Мне кажется, оно существует до сих пор при Зоологическом музее  в Москве. И при МОИПе было отделение для детей. И вот однажды случилось важное событие, было одно совещание, куда нас пригласили, оно было посвящено Фабру. Это совещание было для взрослых, но пригласили и детей. Я пришёл домой, сказал, что услышал, что есть такой Фабр, такие интересные вещи рассказывали, про жуков, про ос. И вот мама принесла первую книжку, тогда уже осознанно, «Жизнь насекомых» Фабра, которую я прочитал в 5-6 классе.

А потом уже пошла специфическая литература. Мама если считала, что книга хорошая, приносила из библиотеки – и я читал. А потом, после прочтения «Охотников за микробами», направление было сформировано. Ну, это понятно почему, мама – биолог, папа – микробиолог.

Вкусную литературу привили вам родители?

Я не знаю, вкусная она или нет. Она скорее научно-познавательная. Научпоп, я бы сказал. А если говорить о такой литературе, которая оставила большой след, то здесь можно вспомнить мою учительницу по литературе в 9-10 классе, Инну Яковлевну в 57-й школе. Она помимо обязательной программы всегда давала ту литературу, которая разрешалась, но не очень приветствовалась. Если мы проходили «Целину», то ей обязательно давался какой-то противовес. Она говорила: читайте Трифонова, и так далее. Мы читали параллельно какую-то литературу, я помню там целый ряд произведений, который оказал на меня огромное влияние.

А если вспомнить опять же из серьёзных таких книг, моя тётя Зина мне дала книжку, говорит, прочитай – Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей». Вот эта книжка оказалась очень сильной, то есть она лет 10 оказывала на меня воздействие. И насколько актуальна она сейчас...

Как вы относитесь к популяризации науки?

Я очень положительно к этому отношусь. Я пропустил, не сказал, что с 7-го класса постоянно выписывал журнал «Химия и жизнь». А это был настоящий научпоп. И он, на самом деле, дал мне очень много знаний. Так, я впервые узнал, что можно развивать отношение к науке, отношение к делу. Это формировалась через журнал «Химия и жизнь». Я считаю, что продолжение традиций научпопа важно для всех людей.

Быть может, какие-то форматы, какие вы видели где-то в других странах, применимы у нас в России, чтобы популяризировать науку?

Ну, на самом деле я не очень много видел таких музеев зарубежом. Многие, наверно, могут рассказать про британские музеи, где всё представлено потрясающим образом, где организмы представлены так, что все можно в деталях понять. У нас этого маловато. Но я понимаю, что сейчас в этом направлении хорошо развиваются Интернет-ресурсы, и, в принципе, если человек хотел бы, он мог бы получить эту информацию.

Однако сейчас очень много информации, и как выбрать ту, которой можно доверять? Такой вопрос сейчас встаёт очень часто.  Потому что все перегружены информацией, даже о болезнях. Как быть уверенным, что то, что ты прочитал, будет хоть немного приближено к истине? У меня нет конкретного совета, как отличить хороший источник  от плохого.  

Как отделить науку от лженауки?

Это очень сложно. Мы (медики, преподаватели биологии) общались и думали над этой проблемой. Даже хотели создать Интернет-ресурс медико-биологического направления. Начиная от школьников, людей, которые просто хотят что-то понимать о своей болезни, или которые ухаживают за кем-то и хотят понимать, что они делают, – и, двигаясь до высот. Чтобы это был один ресурс с разным уровнем лекций, с разным уровнем всего. То есть идея, чтобы выступали эксперты в данной области, и это был тот ресурс, которому общество доверяло. Потому что нет критерия для простого человека, что такое лженаука, а что такое наука.

Когда вы приходите в книжный магазин, то по каким признакам вы понимаете и выбираете книгу,  что книга качественная, не качественная, хорошая, плохая, стоит ли её читать или нет?

Ну, во-первых, я не очень много покупаю книг, чтобы честно ответить на ваш вопрос. Во-вторых, я ориентируюсь на авторов, которые мне когда-то понравились. И скорее не буду покупать авторов, которые мне не понравились когда-то. И ещё критерий – это мнение других. Если мне советуют книгу люди, которым я доверяю, их вкусу, мнению, то тогда я ищу эту книгу.

Какие культурные события  в Москве, в России, где-то, может быть, даже за рубежом, вы планируете посетить – и, может быть, какие-то научно-популярные мероприятия? Чтобы наши читатели могли посетить?

Нет, я пока не собираюсь.

Какие книги вы прочитали за последние 2-3 года?

Когда было 70-летие Лимонова, я прочитал много статей о том, что он замечательный автор, что надо прочитать. «Это я – Эдичка». И поэтому одна из последних книг была именно эта. Таким был выбор людей, которым я доверял. Я так понимаю, что это такая поэма о любви, но мне очень не понравился автор в этой книге. Я бы не стал его больше читать.

А советовать другим?

Нет, не буду. Другая книга, которую совсем недавно еачал читать.  Вышла переизданная книга Всеволода Иванова «Тайное тайных», это из его ранних рассказов, 1920-х годов. Я успел только два рассказа прочитать, очень актуально относительно современной России, советовал бы другим почитать. Когда идет речь о том, что такое русский дух, русский народ, очень актуально.

А что из кинофильмов, тех, что идут в прокате, советовали бы посмотреть?

Я опять же скажу, здесь нельзя советовать, ведь у каждого свой вкус. Я сыну своему советовал: сходи на фильм «Елена». Фильм про Россию, вот всё, что ты хочешь знать про современную Россию, всё там есть. Но он сказал, что не смог смотреть. А я под впечатлением. Действительно считаю его очень сильным,  актуальным, как зеркало современной России. Был недавно на кинофестивале, смотрел фильм «Роль», это вроде бы похожий фильм. А с другой стороны, не имеет с ним ничего общего. Хотя считают, что он такой же тяжёлый, но смысл не в тяжести, а в том, что ты хочешь передать. Фильм сразу складывается, с первых кадров: достоевщина, русских очень сложно понять,  но становится сразу всё понятно, просто уровень развития от четырёх до восьми лет, и два часа про это.

Как вы относитесь к фильмам, которые создаются на научно-популярные темы?

Люблю и смотрю с удовольствием. Если они сделаны грамотно, как, например, просто замечательные фильмы BBC. У нас в свое время были хорошие фильмы, правда, время тогда было другое.

В советское время был образовательный канал, по которому шли учебно-популярные фильмы, образовательные передачи. Это был канал, который можно было всегда включить, посмотреть, были передачи достаточно развивающие, адекватные. Вспомним «В мире животных», сейчас же культура такого телевидения просто уходит, им на смену идут совсем другие развлечения. 


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Ия Пьянзина

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.